Юсуповский сервиз. 1784

Францию мода на фарфор захлестнула в 18 веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр - это небольшой городок рядом с Парижем. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции - неподалёку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 г. начали производить твёрдый фарфор.

Мороженица, лоток и поддон с горшочками для конфитюра - это часть т.н. "Юсуповского десертного сервиза", изготовленного в 1783-1784 годы на Севской королевской мануфактуре. В 1784 г. он был приобретён князем Николаем Борисовичем Юсуповым на Севре.

"Юсуповский сервиз" - десертный, поэтому в его составе разнообразные предметы для подачи сладостей. Интересна форма мороженицы - она характерна для Севра 18 века. Основная, видимая нам часть, заполнялась колотым льдом. В неё вставлялась белая, так же фарфоровая, миска, которую наполняли мороженым. Сверху мороженица закрывалась крышкой. Это был мини-холодильник, в котором мороженое подавалось к столу и долго не таяло.

Сервиз выполнен из мягкого фарфора. Глазурь такого фарфора отличается от глазури твёрдого фарфора составом и более низкой температурой обжига. Главное достоинство этой глазури - удивительно чистый цвет росписи. При обжиге предметов легкоплавкая глазурь соединялась с красками и придавала им необычайную сочность, глубину и чистоту тона. Кроме этого, сравнительно низкая температура обжига позволяла использовать широкую палитру красок, обогащать её цветовыми оттенками, потому что краски не сгорали, сохраняя свою яркость.

В 18 в. узнаваемой чертой севрского фарфора стали цветные фоны, хотя начали применяться в подражание Мейсенскому фарфоровому заводу в Германии. Одной из особенностей цветных фонов по мягкому фарфору является неравномерное запекание их при обжиге, т.н. "облачность".

Предметы "Юсуповского сервиза" покрыты бирюзовой фоновой краской. Знаменитую бирюзовую краску разработал на Севре известный химик, академик Жан Элло в 1753 г. Отличительная декоративная черта этого сервиза - золотые гирлянды из дубовых листьев по бирюзовому фону. В белых, окантованных золотом резервах яркие цветочные гирлянды.

Лоток и поддон с горшочками для конфитюра расписаны севрским живописцем Ирелем да Шуази.

Некоторые предметы этого сервиза находятся в Эрмитаже и других музеях нашей страны.

Справочная информация

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в 1709 г. Иоганном Беттгером в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена). После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Мягкий фарфор - ранняя разновидность европейского фарфора, смесь толчёного стекла или фритты (для придания полупрозрачности) с белой глиной, мыльным камнем, известью и т.д. Обжигался при относительно низкой температуре и покрывался свинцовой глазурью. Мягким фарфор назван за то, что его масса не выдерживает сильного обжига, начинает деформироваться. К тому же такой фарфор поддаётся обработке напильником.

Юсупов, Николай Борисович (1794-1849) - один из самых знаменитых представителей рода князей Юсуповых. Он был и первым директором Эрмитажа, и русским посланником в Италии, и главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России, министром Департамента уделов, ведавшим всеми императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, президентом Мануфактур-коллегии, членом Государственного Совета. Он имел высший чин действительного тайного советника первого ранга, был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными. Павлом I его ведению был поручен Императорский фарфоровый завод. Юсупов собрал огромную коллекцию книг, картин, скульптур, произведений прикладного искусства. При князе Юсупове было создано изумительное по красоте и богатству имение Архангельское.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Резерв (в росписи фарфора) - не покрытая цветной глазурью или фоновой краской часть, оставленная белой для последующей росписи. Получается с помощью закрытия отдельных участков во время декорирования предмета трафаретом или специальным лаком с последующим их удалением.

Петрова В.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева