Модель художника С.С.Пименова. Девушка с коромыслом (Водоноска). Начало XIX века

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В правление Августа II, короля Польши и курфюста Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик, химик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, нашедшие залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена, сумели получить первые образцы фарфоровых изделий. В 1710 г. в Мейсене была организована фарфоровая мануфактура, а его изделия стали известны всей Европе. В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д.И. Виноградовым и в 1744 г. в Санкт-Петербурге была основана Невская порцелиновая мануфактура, которая впоследствии получила название Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). В царствование Екатерины Великой (с 1762 г.) в производстве фарфора наступает художественный подъем. Восхищение французской культурой сказалось и на фарфоровом производстве. В формах и благородных декорах роскошной посуды ощущается влияние Севрской королевской мануфактуры. В создании ваз и сервизов участвуют крупнейшие скульпторы Ж.-Д. Рашетт, С.С. Пименов.

В 1809 г. С.С.Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод, где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного фарфора. Он осуществлял на заводе "надзор по скульптурной части". Подъём патриотических настроений охвативший всю Россию во время войны с Наполеоном вызвали к жизни "русские" мотивы. Изображения крестьянских девушек в национальных костюмах стали появляться в предметах прикладного искусства наравне с античными музами и богинями в хитонах и пеплосах.

Именно в это время, в 1812 году, Пименовым и была создана модель жанровой статуэтки "Девушка с коромыслом". Скульптура изображающая крестьянскую девушку в народном костюме выполнена из фарфора и расписана надглазурной краской. Трактовка образа близка живописным работам художника А.Венецианова, открывшего по словам В.Г. Белинского, поэзию в самом крестьянском быту.

Румяная русская красавица в синем с золотом сарафане, белоснежной рубашке и золотистом кокошнике неторопливо и величаво несет ведра на коромысле. Чёткая композиция скульптуры, с тонко найденными пропорциями придаёт статуэтке стройность и лёгкость. Круглое подножие скульптуры выполнено в виде зеленой лужайки, украшенной лепными листочками. Фарфор, этот белоснежный, легкий, хрупкий, удивительно пластичный и слегка просвечивающий материал представляет собой прекрасный фон для миниатюрной красочной росписи. А блеск глазури, смягчающий контуры предметов и чрезмерно жесткие и мелкие детали, придает ему еще больше изысканности.

Мягкий, лиричный образ простой русской девушки полюбился покупателям, скульптура пользовалась большой популярностью, часто повторялась на ИФЗ, а также и мастерами частных фарфоровых заводов

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В XVII в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Бисквит - дважды обожженная фарфоровая масса без глазури, используется в основном для изготовления мелкой пластики. Эта техника была впервые применена в 1751 году на фабрике в Венсенн, ставшей позднее Севрской королевской мануфактурой. Севрский бисквит оказал большое влияние на все крупнейшие европейские предприятия, в том числе и на Императорский завод.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX вв. Важнейшей чертой этого стиля являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Рашетт Жак-Доменик (1744-1809)- выпускник Королевской академии художеств в Копенгагене. Представитель классицизма.В 1779 г. он был приглашен на завод в качестве модельмейстера и заведовал скульптурной частью до 1804 г. Творчество Ж.-Д. Рашетта определило развитие аллегорической, мифологической, жанровой и портретной скульптуры. Общей тенденцией в развитии европейских фарфоровых заводов в конце XVIII в. было воспроизведение в фарфоре и в бисквите античной скульптуры и произведений известных скульпторов XVIII в.

Пименов Степан Степанович (1784 - 1833). Виднейший русский скульптор начала XIX в. В 1809 г. Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод в Петербурге, где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного фарфора. Осуществляя на заводе "надзор по скульптурной части", художник широко внедрил в практику использование фигурной скульптуры для украшения сервизных предметов, ваз и т. п.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева