И.И. Левитан. На озере 1893

Пейзажная живопись по удачному выражению В.В. Стасова, - "одна из лучших слав русского искусства, давно признаваемая уже и в остальной Европе". Вместе с картинами Саврасова, Шишкина, Васильева с их безыскусственной прелестью и очарованием, скромностью и могучей силой в русское искусство вошел национальный русский пейзаж. В 90-е годы XIX века в этом жанре преобладал лирический "пейзаж настроения", ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова. Продолжателем этих традиций был и Исаак Ильич Левитан.

Произведения Левитана это не только образы природы, но выражение душевного состояния человека. "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного "левитановским"", - писал Игорь Грабарь, характеризуя творчество русских пейзажистов.

Картина "На озере" была написана в 1893 году на берегах озера Удомля недалеко от Вышнего-Волочка, куда художник приезжал неоднократно и, где была создана другая его знаменитая работа "Над вечным покоем". В этот период творчество Левитана находилось в полном расцвете. Картина "На озере" выставлялась также под другими названиями "Вечер на озере", "На озере в Тверской губернии".

Тишина. Такая особая предзакатная тишина. Затихло, смолкло все живое, не щебечут птицы, не слышно сверчков, природа как будто замерла. Не колышутся рыбачьи сети, не шуршит камыш, а в траве на берегу дремлют лодки. Перед нами во всей красе раскинулось озеро. В его прозрачной спокойной воде купаются последние лучи солнца, отражаются порозовевшие облака. Вершины елей и дальний берег еще освещены лучами заходящего солнца, а на берегу уже притаился сумрак. По склону побежали тени, они покрыли стоящие на берегу постройки, порозовели освещенные зарей деревья. Солнце позолотило прощальными лучами растущие на берегу кусты.

Мерцает над озером теплая бездонная синь с легкими, спокойно плывущими облаками. Тихо парит над ним одинокая чайка. В поддернутой рябью воде отражаются деревья, дома и рыбачьи сети. Воздух безмятежен и прозрачен. "Чудный вечер, мир лежал перед взором таким тихим и мудрым, что красоте его ничто не могло повредить". Такие безмятежные, почти кроткие вечера были особенно любимы Левитаном. Художник превыше всего любил русскую природу. В своих работах он как бы пытается излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти "тихую обитель".

"Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты",- вспоминала сестра Чехова Мария Павловна.

"Левитан был настоящим поэтом русской природы - в этом с ним могут сравниться только Коровин, Нестеров, Серов", - отмечал художник А.Я. Головин.

А русский писатель Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. "Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".

Асимметричная композиция картины придает пейзажу жизненность и естественность уголка природы. Пейзаж написан с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построен на соотношениях холодных и теплых тонов. В этом тихом вечернем закатном сиянии, в этой последней улыбке догорающего дня и состоит основное эмоциональное звучание картины. И действительно, кажется, как сказал Чехов, что "там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного".

Т. Л. Щепкина-Куперник русская писательница и переводчик, которая гостила в то же время в Удомельском краю в усадьбе дворян Ушаковых, восхищенная пейзажем " На озере", посвятила ему вдохновенные строки:

"Бывают дивные мгновенья на земле:
Все дремлет в сказочной, прозрачной полумгле,
Под светом месяца, изменчивым и чудным,
Заснуло озеро, умолкнул шепот волн,
В прибрежную траву лениво брошен челн, --
И все полно покоем беспредельным.
О, если б всколыхнул вдруг ветер эту тишь!
О, если б зашептал проснувшийся камыш!
Проснулось озеро - и о любви запело!
О, если б, не боясь ни волн, ни страшной тьмы,
Ленивый этот челн вдруг отвязали мы
И к счастью полетели смело...".

Справочная информация.

Удомельский край расположен в северной части Тверской области на отрогах Валдайской возвышенности. Местность отличается прекрасными пейзажами. В этом небольшом уголке северной природы в разное время жили и работали известные русские художники - А. Г. Венецианов, А.В.Тыранов, Н.С.Крылов, А.А.Алексеев, С.К.Зарянко, И.И. Левитан, В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский, А.В. Моравов, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.Е. Архипов, К.А. Коровин и другие. П.Е.Чернышев, Ф.И.Игин, и другие.

Трое учеников Венецианова: Г.В.Сорока (д.Покровское), Ф.М.Славянский (д.Вышково), И.В.Васильев были уроженцами этой земли. Озера Удомля, Песьво, Кезадра, Белоховское (Наволок), Островенское (Островно), Лосотынь привлекали художников своими красивыми берегами, В усадьбе Ушаковых у озера Островно бывал А.П. Чехов, с этими местами связаны его произведения "Чайка", "Дом с мезонином".

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева