Б.В.Миловидов. Авиамоделисты. 1934

Творчество Бориса Васильевича Миловидова - одно из интересных и значимых явлений в саратовском искусстве. Его формирование, как художника можно назвать вполне последовательным. Достаточно рано определилось его "нетяготение" к авангардным исканиям, царившим в некоторых мастерских саратовского ВХУТЕМАСа. Эволюция творчества Миловидова довоенного периода является очень ярким свидетельством того, какой была судьба живописной традиции, начинающейся с Борисова-Мусатова, продолжаемой Уткиным и его учениками в первые послереволюционные десятилетия. Борис Миловидов был одним из самых талантливых учеников Петра Саввича Уткина, о чем говорят его картины и графические произведения 1920-х годов и художественная критика того времени. Он участвовал рядом с учителем на всех крупных саратовских выставках, а также на выставках объединения "4 искусства" в Москве и Ленинграде. Столичными критиками он признавался одним из самых талантливых среди "уткинцев".

В двадцатые годы художник пишет пейзажи, в которых присутствует лиризм уткинской школы, особое нежное отношение к натуре. Но тогда же, в 1927 году, в некоторых статьях уже говорилось по поводу таких произведений, что они "относятся к сфере интимного пейзажа, навевающего лирические настроения, такие чуждые нашей эпохе"… Началась новая, жестокая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В творчестве художника, конечно, произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Произведения мастера тридцатых годов не становятся менее мастерскими, живописная культура не изменяет художнику, но стилистика его произведений меняется. И уже не "голуборозовская" мечтательная дымка, а "плоть земли" царит в них. Характерное для советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Миловидова.

Картина "Авиамоделисты" была написана мастером в 1934 году. Толчком к ее созданию послужила летняя история. Каждый год летом, художник с семьей выезжал за город, работал на этюдах. Дочь Бориса Миловидова вспоминает, что недалеко от дома, где они жили, на горе стоял пионерский лагерь. Часто поздним вечером, вместе с отцом они ходили туда в гости, на пионерские костры. Там художник познакомился с ребятами, много с ними беседовал и задумал написать картину. По возвращении домой в Саратов, он получил приглашение участвовать в открытии нового Дворца Пионеров, для которого сделал настенные росписи, сохранившиеся до сегодняшнего времени. Во Дворце Пионеров работал кружок авиамоделистов, куда и стал часто ходить художник, вернувшись к своей идее написать картину. Долго и вдумчиво наблюдал он за работой ребят, делая многочисленные зарисовки. В семье, а теперь и в собрании Радищевского музея, хранятся графические листы - подготовительные этюды к будущей картине.

На полотне мы видим юных авиамоделистов в пионерских галстуках, увлеченно работающих над созданием планера. Художник изобразил их в комнате, где находится авиамодельный кружок. Об этом нам говорит висящий на синей стене плакат с изображением дирижабля. Около рабочего стола, с лежащим на нем чертежом и корпусом будущего планера, стоят ребята. Модель, над которой они трудились, уже почти готова, внимательны и сосредоточены лица пионеров. Один из них, в голубой рубашке, склонившись над столом, изучает чертеж, размышляя, куда присоединить находящуюся в руках деталь. Другой, в черной рубашке, наблюдает за работой товарища. Третий - только что приклеивший деталь к "хвосту" планера, довольный, улыбаясь, рассматривает результаты своего труда. Рядом с рабочим столом, на тумбочке, лежит рубанок, нитки и стружки; к столу прислонена ножовка.

Эту картину по праву можно считать поворотной, "рубежной" в творчестве художника. Борис Миловидов "входит" в советское искусство картиной достаточно компромиссной. Ее без сомнения отличают и красота живописи, и ясная, "культурная" композиция, и искренний интерес автора к главным героям. В то же время сюжет произведения не вступает в противоречие с идеологией нового строя. Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке, в 1934 году, эта картина занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях "Авиамоделистам" были посвящены пространные и восторженные высказывания. Критики утверждали, что Миловидову "удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства показать, в каком направлении растут наши пионеры…, куда идет наша страна…".

Справочная информация

"ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА" - (Москва, 1924-1931) - Общество включало представителей четырех видов искусства - архитектуры, живописи, скульптуры и графики, что и определило его название. Создано по инициативе участников выставок "Голубая роза" и "Мир искусства". Бессменным председателем объединения был лидер голуборозовцев П.В. Кузнецов. В задачу общества входило изучение вопросов специфики и взаимодействия различных видов искусства, а также разработка градостроительных принципов, монументальная пропаганда, оформление интерьеров и общественных зданий.

К концу 1920-х общество объединяло около 70 живописцев, графиков, и скульпторов из Москвы, Ленинграда, Саратова, Еревана и других городов. Декларация Общества (1929) провозглашала приоритет высокого профессионального мастерства и эмоциональной содержательности произведения. Общество провело три выставки в Москве (апрель-май 1925, ноябрь 1926, май 1929) и одну в Ленинграде (март 1928).

Приверженность художников традициям мировой культуры, стремление к высокой духовности искусства не находили понимания критики, которая часто упрекала общество в чрезмерном увлечении формальной стороной дела, эстетизме, "культуре декоративности" и в уходе от современных социальных проблем. Журнал "Искусство в массы", в духе полемики того времени, охарактеризовал деятельность общества как "художественную контрреволюцию" и "контрабанду". В резолюции сектора искусств Наркомпроса, принятой в конце 1930, наряду с обвинениями в "узкоформалистичеких, по существу, буржуазных тенденциях" содержался призыв к "радикальной перестройке" общества и "чистке его рядов". Под воздействием жесткой критики общество самоликвидировалось. В начале 1931 группа его членов (К.Н.Истомин, В.Ф.Рындин, А.В.Фонвизин, Н.М.Чернышев и др.) вошла в АХР.

Пионеры, пионерское движение - деятельность детских организаций в СССР и в других социалистических странах. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв "Будь готов!" с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.]Пионерская форма совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева