Куленбир Ян. Пейзаж с хижиной. Вторая четверть XVII вeка

На творчество Яна Куленбира оказали большое влияние пейзажи великого голландского пейзажиста Яна ван Гойена, которому сначала приписывался и "Пейзаж с хижиной". Картины Гойена открывают новый этап в пейзажной живописи. Именно в творчестве этого мастера и его сподвижников, взявших за основу тщательное изучение родной природы, происходит рождение национального реалистического пейзажного жанра. Такой тип пейзажа, с изображением приморских дюн, в неразрывной связи с будничной жизнью голландских крестьян и рыбаков, пережил свой расцвет в 1630-х годах, однако довольно широко был распространен до середины XVII века.

Картина Яна Куленбира является типичным образцом голландского реалистического пейзажа этого времени. При изображении, казалось бы, однообразного монотонного ландшафта художник достигает значительного мастерства. Он с большой теплотой показывает родную природу, выбирая нарочито скромный, непритязательный мотив: полоса дюн на первом плане, вросшие в землю хижины, покосившийся забор. Фигурки пастуха и овец органично вписаны в пейзаж. Почти физически в картине ощущается влажный приморский воздух. Огромную роль играет небо, занимающее три четверти всего пространства и рождающее ощущение простора. Именно это серое небо, напоенное влажным морским воздухом, определяет единую, почти монохромную серо-коричневую гамму пейзажа.

Таким образом, материального единства природы художник добивается с помощью тонального колорита, разрабатывая сложную гамму серо-голубых и желто-коричневых цветов. Такого богатства тонального колорита голландские мастера достигают благодаря сложной, многослойной структуре своих картин. Художники наносят многократно прозрачные лессировочные красочные слои, сквозь которые просвечивает белый грунт.

Справочная информация

Голландская школа - после освобождения семи северных провинций Нидерландов, в результате буржуазной революции 1566-1609, от испанского владычества, их искусство выделилось в самостоятельную художественную школу. Она оказала огромное влияние на последующее европейское искусство. Творчество голландских реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутреннюю значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голландской живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воздушной среды, многообразных оттенков освещения.

Грунт - в искусстве живописи и росписи - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы (дерева, холста, медной пластинки и т.д) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества из красочного слоя. По составу различают клеевый, масляный, эмульсионный и синтетический грунт. По цвету различают белый, тонированный и цветной грунт.

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера.

Лессировочные красочные слои - (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Л. обычно заканчивалось исполнение картины живописцами XVI- XIX вв.

Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность, т.е. создающий тональный колорит.

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Единая тональная гамма - гамма с преобладанием какого-то одного тона (основного оттенка цвета), объединяющего все тона произведения.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева