Менье, Константин . Биография

Менье, Константин (Meunier, Constantin; 1831, Эттербеке - 1905, Брюссель). Бельгийский скульптор и живописец.

Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года. На развитие его художественных наклонностей большое влияние оказал старший брат, гравер Ж.-Б.Менье. Юношей Менье посещал скульптурный класс Академии изящных искусств Брюсселя и мастерскую Ш.-О. Фрекена - скульптора академического толка. С 1854 года занимался также у известного живописца Ф.-Ж. Навеза.

В 1878 году он посетил стекольный завод в Валь-Сен-Ламбер и металлургические заводы Кокериля в Серене. С этого времени основное место в творчестве Менье заняли темы работе на заводе и работе шахтеров. Уже первую картину Менье на индустриальную тему - "Плавка" (1880) писатель К. Лемонье, которого называют бельгийским Золя, рассматривал как страницу, которая "ознаменовала пришествие человечности, почти не подозреваемой до этого в искусстве". Он очень образно передал сам дух этих произведений Менье: "Большинство его полотен, заполненных огнем пожароподобных тиглей, бросающих пламя, вышками, поднимающимися, как виселицы, с закопченными перспективами пещер и пропастей, плавающих в агонии света, подобны отрывкам эпохи, очень современной, где непреклонный мир машин представлял постоянно висящую угрозу над героем, неизвестным пролетарием, находящимся в борьбе со смертью".

В середине 1880-х годов, по причине сложного финансового положения Менье согласился занять место профессора в академии изящных искусств в маленьком провинциальном городке Лувен. Лувенский период жизни был необычайно плодотворным для Менье. Именно здесь, в Лувене, им были созданы или впервые возникли замыслы всех его основных скульптурных произведений.

В 1885-1886 годах Менье вновь обратился к скульптуре. В 1885 году он впервые выставил свои скульптуры. Некоторые его работы попали на выставку в Париж, и их высоко оценил Роден, который потом всегда поддерживал Менье. Созданный в 1885 году бронзовый "Молотобоец" на Всемирной Парижской выставке 1889 года был отмечен "Медалью почета".

Во второй половине 1880-х годов Менье был создан один из самых экспрессивных образов его творчества - образ пудлинговщика. На эту тему Менье создал несколько произведений - рельеф "Голова пудлинговщика", бюст с тем же названием (1895) и большая статуя "Пудлинговщика" (1886). Статуе "Пудлинговщик" предшествовала картина с изображением отдыхающего пудлинговщика - "Усталость", композиция которой и была использована Менье. Мастер почти никогда не передает в своих скульптурах момент самой работы, но тем более интересно, что он достигает предельной точности, конкретности изображения и полной достоверности, прекрасно используя выразительность позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры.

Верхарн, который, пожалуй, как никто, точно чувствовал творчество Менье, писал о нем: "Он не выводит каждую женскую скульптуру из идеала Венеры Милосской и мужскую - из Аполлона. Художник не должен бояться преувеличений, если таким образом он может выразить свою идею более живо. Следуя именно этому методу, Менье приходит к своему идеалу - дать эстетическое воплощение современного рабочего совершенно так же, как греки в свое время дали его для борца и атлета".

С 1880-х годов Константин Менье работал над грандиозным по замыслу "Памятником труду", но который так и не смог завершить. Основной темой композиции должна была стать тема мира и плодородия. Не зная, где будет установлен памятник, Менье должен был решать довольно отвлеченную задачу, строить композицию так, чтобы она могла быть помещена в разных местах.

В 1895 году Менье вернулся в Брюссель. Он умер 4 апреля 1905 года. В 1939 году в мастерской скульптора был открыт его музей.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева