П.С.Уткин. Красноармейцы-лыжники. 1931

Огромное влияние на становление "саратовской живописной школы" оказало искусство одного из самых тонких и проникновенных пейзажистов первой трети ХХ века - Петра Саввича Уткина. Один из самых последовательных "мусатовцев" в русской живописи, ближайший друга Павла Кузнецова, его искусство сыграло важную роль в становлении и расцвете русского символизма начала ХХ века. Этот самобытный художник явился одним из основоположников объединения "Голубая роза", деятельность которого стала последним и очень значимым всплеском живописного символизма Европы.

Его положение в саратовском искусстве того времени было особенным. В 1918 году Уткин приезжает в Саратов и становится первым уполномоченным по делам искусств в Свободных художественных мастерских (так в то время называлось Боголюбовское рисовальное училище). Прекрасный мастер, он оказывал исключительное влияние на будущих художников и на своих "младших" коллег."К нему шла учиться "лирически настроенная молодежь - любители густых саратовских волжских песен, нежных гамм. Мастерская его всегда утопала в голубых лирических "обстановках", аромате нежности, грусти, ласки". К Уткину влекло художников, его мастерская была переполнена учениками определенного душевного склада, особой лирической настроенности, тяготеющих более всего к лирическому пейзажу, к особой изысканности красочной гаммы.

Сложные двадцатые годы не поколебали основ поэтической системы художника. Он пишет пейзажи, пронизанные живым ощущением родной природы. Окрестности Саратова, всегда легко узнаваемые, - тема почти всех его работ той поры. Художник обладал удивительным умением слышать музыку природы, воссоздавать на своих полотнах ее душу. Мечтательная грусть, тонкий лиризм, особая душевная тональность отличают его произведения.

Но уже тогда, в 1927 году, по поводу таких работ в газетах стали писать, что "…это сфера интимного пейзажа, навевающего лирические настроения, такие чуждые нашей эпохе". Началась новая, жестокая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В эти трудные для искусства годы, Уткин создает достаточно компромиссную картину "Красноармейцы-лыжники", стоящую особняком в его творчестве. У этой работы существует и более полное авторское название, которое многим неизвестно, и в публикациях, посвященных творчеству мастера, не встречается -"Выезд с пулеметом на лыжной установке на собаках на линию огня".

Сюжет картины достаточно прост: по заснеженной равнине неспешно движется отряд красноармейцев - лыжников. Впереди, указывая путь, едет первый красноармеец. За ним на собачьей упряжке, сидя на санках - движется второй, везя за собой сани с пулеметом. Чуть левее - на лыжах, нога в ногу, идут пятеро красноармейцев.

Тонкий, проникновенный пейзажист, Уткин и в этой работе остается верен себе. Фигуры лыжников он деликатно вписывает в пейзаж, отводя именно ему главное место в картине. Художник прекрасно передает беспредельность заснеженной мглистой равнины, по которой движется отряд. В картине доминирует любимая художником, нежная, серо-голубая тональность. В пределах единой тонко-сгармонированной гаммы мы видим тончайшие градации, сложнейшую разработку цвета.

Картина "Красноармейцы-лыжники", созданная Уткиным в 1931 году - пример первого подступа мастера к новой тематике, немного наивная попытка выступить в жанре, который был непривычен, и более того, совершенно чужд художнику. Замысел картины, видимо, связан с заказом: именно в этот период Уткин руководил оформительскими работами к годовщине Красной Армии.

Но этот опыт обращения художника к новой тематике нельзя считать неудавшимся. В картине есть и колорит эпохи, и красота живописи, и ясная, культурная композиция. Конечно, эта картина решена чисто пейзажно. Да и могло ли случиться иначе? Художник искренний и честный, Петр Саввич Уткин никогда не изменял своему призванию.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева