Комментарий методиста к уроку

 учителя физики Р.А. Чалимовой

 

Урок проведен в 9 классе.

Тема урока «Механические колебания»

Тип урока: урок обобщающего повторения

 

Ход урока:

 

1. 00 – 01.10. Организационный этап

Ставится цель урока, определяются задачи, которые предстоит решить учащимся.

2. 01.10 – 04.24. Фронтальный опрос

В его ходе проверяется усвоение учащимися на уровне воспроизведения определений понятий, условий осуществления механических колебаний, направление равнодействующей сил, действующих на колеблющееся тело и т.д.

3. 04.24 – 06.20. Составление задач

Предлагается составить 4 задачи, ответы к которым спроектированы на экран (похожи на ответы к тестовому заданию).

4. 06.20 – 09.25. Эксперимент с моделью математического маятника

Демонстрируется установка, изготовленная бывшим девятиклассником, помогающая установить зависимость его периода от длины нити. Показывается фотография изготовившего ее учащегося.

Девятиклассник демонстрирует изготовленную им установку, позволяющую объяснить зависимости периода колебаний математического маятника от его массы.

5. 09.55 – 10.56. Пружинный маятник.

На экране - изображение двух пружинных маятников с пружинами одинаковой жесткости, периоды колебаний которых неодинаковы. Предлагается объяснить, почему они неодинаковы, и вычислить отношение их масс по известному отношению периодов колебаний.

6. 10.55 – 27.06. Гармонические колебания

Рассматриваются гармонические колебания. По графикам определяются характеризующие их величины, записываются уравнения колебаний, представленных на графиках, вычисляются координаты колеблющихся точек тел в определенные моменты времени. По заданным уравнениям колебаний строятся графики и определяются величины, характеризующие колебания.

7. 27.06 – 33.13. Резонанс

Учительница предлагает рассмотреть еще одно явление, связанное с механическими колебаниями. Учащийся демонстрирует  найденное в Интернете и подготовленное им   для показа на уроке схематическое изображение исторического факта – разрушения моста под действием солдат, идущих в ногу. Проводится объяснение причин, приведших к разрушению моста. Дается определение явления резонанса. Отмечаются возможности его использования.

8. 33.13 – 39.32. Самостоятельная работа

Проводится интересная самостоятельная работа.

9. 39.32 – 40.43. Решение задачи

По заданным исходным положениям изображенных нитяных маятников и осей координат требуется построить графики колебаний маятников. После краткого анализа задания его предлагается закончить дома.

10. 40.43 – 41.39. Домашнее задание