М.В. Нестеров. Портрет Е.П.Разумовой. 1936

Михаил Васильевич Нестеров получил известность в начале XX века как автор религиозно-философских композиций. В 1920-е годы мастер обращается к теме, наметившейся еще в его дореволюционных произведениях - изображению сокровенных движений человеческой души, тонкого, едва уловимого состояния человека, отрешенного от каждодневных забот, в минуты глубокой задумчивости или просветленной печали. Для "лирических портретов" художник по-прежнему выбирает женские модели, пытаясь именно в женской душе найти вечные нравственные начала - доброту, способность к состраданию, особенную одухотворенность. В ряду таких работ - образы В.М.Нестеровой-Титовой (1924, частное собрание), С.И.Тютчевой (1927-1928, Нижегородский государственный художественный музей), Е.И.Таль (1936, ГРМ), А.М.Щепкиной (1925, Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил), "Больная девушка" (1928, Музей А.М.Горького, Москва).

Как основной жанр портрет утвердился в творчестве Нестерова к середине 1930-х годов. Художник создает образы современников, чья жизнь, по словам самого мастера, была отражением "их мыслей, чувств, деяний" - изображает своих героев за делом жизни, требующим всего жара души, утверждает волевое, активное творческое начало в человеке. Таковы портреты братьев А.Д. и П.Д. Кориных (1930, ГТГ), академика И.П.Павлова (1930, ГРМ; 1935, ГТГ), скульптора И.Д.Шадра (1934, ГТГ), хирурга С.С.Юдина (1933, ГРМ; 1935, ГТГ).

Большая крепкая дружба связывала М.В.Нестерова и Е.П.Разумову. Свидетельством этой дружбы и глубокого уважения стал портрет, написанный в 1936 году и находящийся в собрании Радищевского музея.

Елена Павловна Разумова родилась в Саратове, получила высшее медицинское образование в Москве. В течение своей долголетней практики лечила К.И.Чуковского и О.Э.Мандельштама, А.Ф.Иоффе и Г.Г.Нейгауза, В.И.Мухину и П.Д.Корина. Умный, талантливый человек, она могла не только прекрасно исцелять телесные недуги, но также умело врачевала и души своих пациентов, для многих становилась добрым другом. Ее ценили и как замечательного специалиста, и как любителя искусств, и просто как отзывчивого человека, к которому всегда можно было прийти за советом и помощью.

Портрет создавался в то время, когда Елена Павловна переживала тяжелое семейное горе - арест мужа. С.Н.Дурылин, друг и биограф М.В.Нестерова, рассказывал о работе над ним: "Портрет писался так, чтобы было удобнее, покойнее модели: в ее комнате, на диване. Во время сеансов Михаил Васильевич с теплой откровенностью рассказывал о себе, о своем прошлом, о былых скорбях… о сменивших их надеждах… и этими рассказами он отвлекал Елену Павловну от еще не остывшего горя, а портретом как бы хотел показать другу, что в душе есть еще силы… пережить горе…".

Печать напряженных раздумий и волнений легла на худощавое лицо молодой женщины. Голубоватые тени обвели темные глаза. Густые волосы собраны в тяжелый узел. Простое светлое платье и ожерелье из мерцающих зеленоватых камешков оттеняют теплый цвет кожи. Кажется, что все внимание модели обращено к собеседнику, но глаза полны печали, в них - сосредоточенность на собственных мыслях и тревогах.

Композиция портрета, основанная на подвижных, асимметрично расположенных линиях сложенных рук, смятой шали, складок платья, спинки дивана, создает ощущение внутреннего напряжения, беспокойства. Детали интерьера сведены к минимуму и решаются обобщенно и лаконично. Отсутствует подробное, "говорящее" окружение, но, как всегда тщательно, пишет художник "портрет рук". Руки Разумовой необычайно выразительны: бережный жест (рука болела после перелома), чуть проступающие голубоватые жилки, изящной формы пальцы. Их хрупкость подчеркивают тяжелые золотые часы на запястье. Но даже теперь, в минуты покоя угадывается в этих руках сила и энергия. Цветовая гамма портрета весьма сдержанна и строга, в ней главенствуют холодные тона - серые, голубые, зеленоватые, фиолетовые. Решающим же становится контраст насыщенного по цвету, "весомого" фона (темно-красная спинка дивана, синяя подушка под локтем, шаль с ярким рисунком) и легкого силуэта фигуры.

Нестеров запечатлел неповторимо индивидуальные черты Разумовой, дорогие для знавших ее людей, и одновременно подчеркнул в облике своей модели то, что делает ее похожей на многих безымянных "нестеровских" героинь, остающихся прекрасными даже в горе. Печаль, страдание лишь высвечивают присущее им благородство и душевную силу. В том мудром достоинстве, с которым переживает Разумова тяжелые минуты, - подтверждение этих качеств.

Этот портрет сам Нестеров называл этюдом, но выполнение небольшого, скромного по замыслу произведения потребовало 20 сеансов, - столько же, сколько знаменитый портрет академика И.П.Павлова. Художник был неизменно требователен к себе, о какой бы работе ни шла речь, всякий раз искал особый подход к личности портретируемого, новые приемы живописной трактовки, ставил и решал различные композиционные задачи, стремился к завершенности психологической характеристики. Для портрета Е.П.Разумовой также была найдена своеобразная, простая и теплая интонация. Как писал С.Н.Дурылин: "Это полотно, писанное не для выставок; это интимный, дружеский холст, до конца понятный лишь в тесном дружеском кругу, как сердечное письмо к другу понятно до конца лишь тому, кому оно написано". Камерность решения образа стала подлинно содержательной, не лишила портрет значительности, а, напротив, добавила ноту неподдельной искренности и человечности.

В 1971 году в Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева по завещанию Елены Павловны Разумовой поступило собрание принадлежавших ей произведений. Среди них живописные и графические работы М.В.Нестерова, В.Д.Поленова, П.Д.Корина, две картины западноевропейских художников XIX века, изделия из стекла и фарфора заводов России и Западной Европы.

Савельева Е.К., Беляева Г.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева