В.Д. Поленов. Заросший пруд. 1880

В этюде к одноименной картине, хранящейся в Третьяковской галерее, возвышенно-мечтательное настроение Поленова нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости.

При строго продуманной целостности пейзажного образа художник стремится к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев. Через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой кроны дальнего плана открывается голубизна ясного неба с белыми облаками, контрастирующая с таинственной глубиной парка. Голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с желто-оранжевыми кувшинками. При всей интимности мотива пейзаж совсем не камерный, а напротив, он как-то особенно значителен, проникнут большими чувствами, глубокой, серьезной поэзией. Это элегическое настроение подчеркнуто присутствием неподвижно стоящей в задумчивости женщины. Ее хрупкая фигура, облаченная в белое платье, одиноко выделяется на фоне изумрудной зелени. Лирика пейзажного мотива, увиденного художником, приобрела новое значение благодаря достигнутому в этюде ощущению единства настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. На картине изображена Вера Дмитриевна Хрущева, сестра художника. Написан пейзаж на даче под Киевом, куда летом 1878 года Поленов приезжал навестить своих родителей, Марию Алексеевну и Дмитрия Васильевича.