П.С.Уткин. Осокорь. 1923

Огромное влияние на становление "саратовской живописной школы" оказало искусство одного из самых тонких и проникновенных пейзажистов первой трети ХХ века - Петра Саввича Уткина. Один из самых последовательных "мусатовцев" в русской живописи, ближайший друга Павла Кузнецова, его искусство сыграло важную роль в становлении и расцвете русского символизма начала ХХ века. Этот самобытный художник явился одним из основоположников объединения "Голубая роза", деятельность которого стала последним и очень значимым всплеском живописного символизма Европы.

Его положение в саратовском искусстве того времени было особенным. В 1918 году Уткин приезжает в Саратов и становится первым уполномоченным по делам искусств в Свободных художественных мастерских (так в то время называлось Боголюбовское рисовальное училище). Прекрасный мастер, он оказывал исключительное влияние на будущих художников и на своих "младших" коллег."К нему шла учиться "лирически настроенная молодежь - любители густых саратовских волжских песен, нежных гамм. Мастерская его всегда утопала в голубых лирических "обстановках", аромате нежности, грусти, ласки". К Уткину влекло художников, его мастерская была переполнена учениками определенного душевного склада, особой лирической настроенности, тяготеющих более всего к лирическому пейзажу, к особой изысканности красочной гаммы.

Сложные двадцатые годы не поколебали основ поэтической системы художника. Он пишет пейзажи, пронизанные живым ощущением родной природы. Окрестности Саратова, всегда довольно легко узнаваемые - тема почти всех его работ той поры. В картине "Осокорь", ставшей символом саратовского пейзажа, незатейливый мотив преображается в глубокий, поэтический образ природы.

Осокорем называли черный тополь, вырастающий до больших размеров, нежели его собратья, который имеет крепкий ствол в два-три обхвата и наиболее величественно смотрится на равнинных местах, у озер, разливающихся весной. В пейзаже Уткин дает его как символ красоты саратовской природы.

На переднем плане картины изображено дерево, занимающее большую часть холста. Его сиреневато - серебристые тонкие стволы устремлены вверх плавными, певучими линиями ветвей, завершающихся нежно-зеленой листвой. Она дымкой окутывает осокорь, на фоне яркого лазурного неба. Над землей у горизонта туманная дымка подступает с двух сторон к дереву, поднимается вдоль стволов, проникает меж ветвей, влечет за собой к небу. Строгая архитектоника, изящный рисунок, звонкая синева в сочетании с нежными тонами - все подчинено одной мелодии. Живописный строй произведения внутренне музыкальный.

Художник обладал удивительным умением слышать музыку природы, воссоздавать на своих полотнах ее душу. Сохранился замечательный рассказ его ученика, Давида Загоскина: "В Саратове есть тополя высокие, стройные. К небу устремлены их ветви. Сильный ветер. Сумерки. Тополя раскачиваются, стонут и шелестят, гнутся все сильней, почти ложатся на землю. Пожелтевшие листья испуганно кружатся в воздухе, подскакивая на панели. Петр Саввич, в клетчатых брюках, обтягивающих тонкие ноги, в коротеньком чесучовом пиджаке, насвистывая, подняв тонкую бородку, слушает осень".

Мечтательная грусть, тонкий лиризм, особая душевная тональность отличают работу Петра Уткина "Осокорь", где мы видим намеренную приглушенность цвета, мягкую маревность. Образ здесь, безусловно, метафоричен, хотя и воспринимается вполне натурным.

Справочная информация

"Голубая роза" - группа художников и одноименная выставка художников - символистов, организованная по инициативе и на средства купца - мецената Н.П. Рябушинского в Москве в 1907 году. Ядро этой группы составляли художники, так называемой, "саратовской школы", участники выставки "Алая Роза", состоявшейся в Саратове в 1904 году - Кузнецов П., Уткин П., скульптор Матвеев А. Признанным вождем символистов-живописцев "второй волны", а также группы "Голубая роза" был Павел Кузнецов.

Творческая программа голуборозовцев перекликалась с символизмом поэтов "серебряного века". Для живописи членов "Голубой Розы" характерны плоскостно-декоративные ритмы, прихотливость, линеарность, мягкая, приглушенная палитра, увлечение восточными мотивами и мистико-аллегорической тематикой.

"Саратовская школа" - общность художников, сложившаяся на рубеже XIX - ХХ веков благодаря деятельности В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, А.Т. Матвеева и К.С. Петрова-Водкина. Решающей предпосылкой ее возникновения стало основание в Саратове в 1885 году Радищевского музея. В.Э.Борисов-Мусатов был неофициальным учителем, а его новаторские идеи стали сущностью саратовской школы. Молодых художников - последователей Мусатова связывали не только взаимные симпатии земляков, друзей и соучеников (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (1897 - 1904)), но и более глубокие причины. Одинаковость среды, воспитания и самовоспитания, взглядов, устремлений, понимание задач искусства и увлечение французским символизмом и немецким модерном. И еще нечто специфическое, что дает право говорить о художниках-волжанах почти как о направлении в русском искусстве, о "саратовской школе живописи", - это сильное впечатление от природы Поволжья, полученное в детстве и юности, и перенесенное этими художниками в свое творчество. Отсюда же элегические интонации Борисова-Мусатова, пленившие не только саратовцев, но и всех голуборозовцев. На всю жизнь отпечаталась в их памяти голубая ширь сверкающей на солнце Волги, изрезанный оврагами высокий ее правый берег, выжженные солнцем, охристые, розовые, желтые заволжские степи под бледным, дышащим зноем небом. Отсюда их любовь к солнечному свету, то ослепительному, то видимому сквозь туман, к синеве, то разбеленной, то сверкающей, как воды великой реки, на берегах которой они родились и выросли.

Саратовская школа через "Голубую розу" дала русскому искусству мощный импульс и преодолела местные рамки. Ее достижения легли в основу дальнейшего развития русского искусства.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева