Ле Курт Джусто, круг (?). Амур. Вторая половина XVII века

Маленький бог любви изображен полулежащим на спине, опирающимся локтем левой руки на колчан со стрелами. Голова, с широко открытыми глазами и улыбающимся ртом, запрокинута назад. Обе руки утрачены: правая от предплечья, левая - чуть ниже локтя. Судя по направлению движения сохранившихся фрагментов и характерных сколах на голове и левом плече можно предположить, что правая рука была отведена за голову, а левая, опираясь локтем на основание, касалась плеча.

Уже сам изгиб всей фигуры маленького Амура создает то декоративное впечатление, которое характеризует это произведение как подлинное создание позднего барокко, а слегка запрокинутая голова и задорная, живая улыбка на приоткрытых губах придает ей особую грацию. Влияние барокко отчетливо проявляется в технических приемах исполнения - широком использовании буравчика при проработке углублений глаз, приоткрытого рта, прядей волос, а главное - в особенностях композиционного построения, любви к далеко отнесенным деталям (об этом говорит характер повреждений скульптуры. Перед нами именно тот веселый, привлекательный своей занимательностью образ, который был создан XVII веком для украшения садов и дворцовых интерьеров.

При поступлении статуи в музей известные саратовские краеведы и сотрудники Радищевского музея А.В. и В.В. Леонтьевы определили ее предположительно как "итальянскую работу XVIII века".

Общее впечатление от этой работы дает основание утверждать, что наш скульптор был весьма искусным мастером второй половины XVII века испытавшим сильное влияние лидера римского барокко Джованни Лоренцо Бернини. Однако тип лица Амура - почти квадратной формы, с тяжелым подбородком, более характерен для фламандских, нежели для итальянских мастеров. Это позволяет говорить, что его автор, хотя и работал в Италии, не был итальянцем по происхождению. Вероятнее всего наш скульптор был фламандцем, испытавшим сильное влияние итальянских мастеров.

По нашему мнению "Амур" из собрания Радищевского музея обнаруживает большое сходство с произведениями скульптора Джусто Ле Курта (1627-1678) и его учеников и помощников.

Джусто Ле Курт был уроженцем фламандского города Ипр. Первые профессиональные навыки скульптора он получил в мастерской своего отца, затем некоторое время работал в Антверпене. Однако достаточно скоро он уехал в Рим, который с начала XVII века представлялся безусловной художественной столицей мира. Здесь молодой скульптор познакомился с искусством Бернини и его учеников. Около 1657 или 1659 года он окончательно обосновался в Венеции, где достаточно быстро сумел занять лидирующее положение среди мастеров, работавших в этом городе.

Одной из главных отличительных черт статуй Ле Курта является своеобразный тип лица, воспроизводимый им почти без изменений во многих работах - это широкие, приближающиеся по форме к квадрату, лица с небольшим носом, широко расставленными глазами и тяжелым подбородком, которые мы видим и у маленького Амура собрания Радищевского музея. Впрочем, близкий тип лиц маленьких ангелов и путти часто встречается также и в произведениях учеников и помощников Ле Курта, труд которых он, как самый популярный и востребованный скульптор Венецианской республики второй половины XVII века широко использовал в своей мастерской.

Справочные материалы

Ле Курт Йоссе, Ле Корте Джусто, круг (?), Le Curt J., Le Corte Giusto, circle of (?), 1627, Ипр - 1678, Венеция, Скульптор. Первые профессиональные навыки получил у себя на родине, во Фландрии, где в 1648 года работал над статуей для антверпенского собора. Позднее посетил Рим. Учился у Л. Бернини. В 1659-1678 годах работал в Венеции, где стал основателем венецианской школы барочной декоративной скульптуры. Среди многочисленных работ Ле Курта в Венеции наиболее известны статуи главного алтаря церкви Санта Мария делла Салюте и фигуры ангелов в церкви Сан Николо да Толентино.

Амур (римск. Amor, греч. - Эрот) - в римской мифологии божество любви.

Мрамор - самый богатый материал скульптуры. Это особая порода известняка (известняк - это ноздреватая, ломкая порода камня). Он соединяет в себе преимущества всех других пород - прочную структуру, красивый тон (мрамор может быть разного цвета, начиная от чисто белого до глубокого черного), нежные переходы светотени. Южные породы мрамора более пригодны для скульптуры, чем северные. Прежде всего, здесь следует назвать знаменитый греческий мрамор, так называемый паросский (с острова Парос, известен с VII века до н.э.), прозрачный, крупнозернистый, с чистым белым тоном. От времени благодаря примеси железа паросский мрамор приобретает, особенно на открытом воздухе, чуть желтоватый оттенок. Некоторые скульпторы, например Пракситель, умели извлекать из паросского мрамора удивительную мягкость, воздушность поверхности. Если паросский мрамор избирался греческими скульпторами тогда, когда нужно было высечь отдельно стоящую статую, то для декоративной скульптуры, например для украшения фронтона, они избирали пентелийский мрамор с легким голубоватым тоном (фронтоны Парфенона). В Италии особенно славился каррарский мрамор, прекрасного белого цвета. В России основные месторождения мрамора находятся на Урале.

Мрамор плотнее песчаника, более податлив, чем гранит, более хрупок и нежен, чем дерево, более прозрачен, чем алебастр. В мраморе возможна точная и острая моделировка, но также мягкое, расплывчатое сфумато. Главное очарование греческих и итальянских мраморов - это их прозрачность, пропускающая свет и позволяющая контурам как бы растворяться в воздухе. Что касается полировки мрамора, то по этому поводу в разные эпохи существовали различные взгляды и вкусы: греческие мастера и скульпторы рубежа XIX-XX веков - Огост Роден, Аристид Майоль избегали слишком блестящей полировки; напротив, мастера эпохи Возрождения любили полировать до предельного блеска. Инструменты скульптора и последовательность их использования, при создании мраморной статуи практически не изменились со времен древнеегипетских и древнегреческих мастеров. Для первого выявления статуи из глыбы применяется так называемый шпунт, которым сбивают большие куски камня. Это стальной инструмент, круглый или четырехугольный сверху, заостренный книзу. Потом, когда скульптор начинает обрабатывать мрамор между основными найденными пунктами, он применяет троянку в виде стальной лопаточки, круглой наверху, расширенной и сплющенной внизу, причем нижняя часть зазубрена, но зубья не острые, а довольно широкие. Этот инструмент, с одной стороны, позволяет снимать довольно большой слой, с другой - гарантирует от риска отколоть сразу слишком большой кусок. В конце работы, когда скульптор подошел почти к поверхности статуи, он прибегает к скарпелю, или резцу, инструменту, который снимает небольшие слои камня и вместе с тем придает поверхности известную степень гладкости. Скарпель, как и троянка, расширен внизу, но не имеет зазубрин. Во все этих операциях участвует специальный молоток - небольшой куб на деревянной ручке. В некоторые эпохи большой популярностью пользовался бурав (впервые его стали применять в Греции в конце V века), для высверливания отверстий и проведения тонких и глубоких желобков в изображении одежды, волос и т.п. (наиболее широкое применение бурав имел в римской скульптуре поздних периодов и в скульптуре барокко). Но бурав, опасный инструмент, создающий глубокие дыры в материале, которые нарушают цельность, замкнутость пластической массы, не во все эпохи пользовался популярностью. Активно выступал против его использования Огюст Роден. После того как закончена работа названными выше инструментами, следует окончательная шлифовка поверхности статуи всякого рода рашпилями, пемзой и т.п. Некоторые мастера (например, Роден) любят прибегать к контрасту между гладко обработанными формами и поверхностями человеческого тела и почти нетронутой, шершавой, сырой глыбой мрамора. Напротив, в эпоху Возрождения для статуй, расположенных близко от зрителя была популярна блестящая полировка мрамора. Не следует забывать также и о практическом значении полировки: она делает камень более прочным - пыль и сырость менее воздействуют на гладкую поверхность, чем на шероховатую.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева