В.Г. ПЕРОВ. ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ, БЛИЗ МОСКВЫ. 1862

В произведениях конца 50-х – начала 60-х годов XIX века В.Г. Перов обращается к самым тяжелым и страшным вопросам России того времени: бедности, социальному неравенству, всесилию власть имущих.

«Чаепитие в Мытищах» носит откровенно антиклерикальный, обличающий нравы духовенства характер (как и другие картины Перова тех лет: «Проповедь на селе», «Сельский Крестный ход на Пасхе»). Чтобы с максимальной наглядностью донести свои идеи до зрителя, Перов пользуется методом контрастных сопоставлений. Лоснящемуся от сытости и довольства монаху противостоит нищий инвалид, бедственное положение которого входит в противоречие с боевыми наградами – крестами и медалями, полученными им за участие в Крымской войне. В самом центре композиции вступают в диалог две руки – протянутая за милостыней рука инвалида и отталкивающая ее рука женщины, прислуживающей за столом. Рука солдата оказывается направленной в пустоту и приобретает символический смысл, как жест бессильного отчаяния всех убогих, голодных, бездомных. Шелковая ряса выглядит еще более дорогой и роскошной рядом с нищими лохмотьями; выглядывающий из-под рясы сияющий ботинок находится рядом со стоптанным сапогом и деревяшкой инвалида.

Содержательная часть картины приоритетна для художника. Его не слишком заботит красота и гармоничность колористического решения, которое грешит излишней пестротой. Природа, пейзаж, на фоне которого разворачивается повествование, напоминает театральную декорацию.

Идеи, заложенные в «Чаепитии в Мытищах», как и в других ранних произведениях художника, были созвучны настроениям демократических слоев русского общества этого времени.