К.Е. Маковский. Портрет жены художника Ю.П. Маковской. 1881

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город. «Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней, – писал один из современников. Образ Прекрасной дамы, которая выше земных забот, воплощение идеала женственности сопровождается погружением в любование эстетическими качествами модели, артистизмом исполнения.

Композиционный прием, использованный в портрете, восходит к традициям мастеров эпохи Возрождения (изображение в фас сидящей на троне фигуры). Колористическое решение связывает его с традициями старых западноевропейских мастеров (использование красного и голубого цветов, как символов божественного и земного). Непосредственность, спонтанность изображения, свобода, раскованность и непринужденность позы, захваченное как бы случайно состояние модели – все это роднит портрет с импрессионизмом. А сама форма полотна напоминает форму стенного панно и близка декоративным требованиям модерна. Выбор холста – узкого, тянущегося вверх – определен движением линии и формы. Роль линии так велика, что возникает ощущение, что фигура словно выкручивается, изгибается, ее силуэт выглядит как причудливая арабеска.

Модель изображена в обстановке мастерской художника, где окружающий ее антураж – узорчатая парчовая драпировка, антикварное кресло в готическом стиле, пушистый ковер под ногами, украшения – часть коллекции, которую Маковский собирал на протяжении всей жизни.