В.Г. ПЕРОВ. ТРОЙКА. 1866

В середине 1860-х годов В.Г. Перов отказывается от сатиры, свойственной его более ранним произведениям. Главным мотивом его творчества отныне становится чувство сострадания несчастным, обездоленным. Недаром его ученик, художник М.В. Нестеров, назвал Перова “истинным поэтом скорби”.

В картине «Тройка» драматическая, даже трагическая тема главенствует. Художник обращается к зрителю, рассчитывая на его эмоциональное восприятие, сопереживание. Изможденные дети, два мальчика и девочка, из последних сил везут на санях обледенелую бочку с водой. Сердобольный прохожий пытается помочь им, подталкивая бочку сзади. Выражению лиц обессиленных детей соответствует городской пейзаж с монастырскими стенами, страшной тенью надвигающимися на зрителя. Мрачный город, пронизывающая воздух серая мгла вызывают ощущение холода, беспросветной тоски. В вихрях снежной метели, в сгущающихся сумерках тонет дальний план картины. Диагональная композиция сообщает всей сцене движение.