В.В. ЛЕБЕДЕВ. На страже Октября. Матрос и Красноармеец

Широко известный иллюстратор детской книги В.В. Лебедев был прекрасным живописцем и графиком. Он работал в самых разных видах графического искусства, в том числе занимался плакатом.

В конце 1910-х годов Лебедев увлечен кубизмом, в котором его привлекала возможность построения формы на основе синтеза впечатлений от предмета, часто сводимых к простым, геометрическим формам, которые выстраиваются в композиции в характерном ритме легких сдвигов и асимметрии. Опыт, накопленный художником в живописи и станковой графике, Лебедев претворяет в плакате 1920-х годов.

В 1920 году в Петрограде возник плакатный отдел Российского Телеграфного Агентства (РОСТА). Во главе московского плакатного отдела РОСТА в ту пору стоял В.В. Маяковский, который придавал огромное значение этим плакатам со стихами и частушками на все злободневные темы времен гражданской войны. Плакаты художники делали вручную, пользуясь клеевыми красками, и развешивали на вокзалах, фронтовых агитпунктах, в витринах пустых магазинов, откуда и произошло широко известное название "окна РОСТА".

Петроградский отдел РОСТА работал интенсивно: за два года было выпущено примерно тысяча плакатов, из них около шестисот было выполнено В.В. Лебедевым. Искусство плаката обращено к широким массам, и Лебедев ставил перед собой задачу говорить на доступном языке, но не в ущерб художественности.

В работе "Матрос и Красноармеец" художник использует свой кубистический опыт, сплавляя его с приемами, характерными для искусства народного лубка. Лебедев находит точную и выразительную для плаката стилистику: уверенное обобщение формы, построенной на основе геометрических фигур, что не мешает узнаваемости изображения; интенсивность цвета, сразу привлекающую внимание к плакату; плоскостность композиционно-пространственного построения, что способствует быстрому восприятию произведения в целом даже при беглом взгляде на него. Этот плакат являлся выражением одного из основных лозунгов революционной современности.