Сретение. Воскрешение Лазаря. Троица. Иоанн на острове Патмос. Первая половина XV в.

Четырехчастная икона была создана в период наивысшего расцвета новгородской иконописи. Точность композиционных решений, смысловая значимость каждого жеста, активность звучных цветовых сочетаний, соединенные с высокой одухотворенностью каждого образа, позволяют считать икону одним из классических памятников иконописания Древнего Новгорода.

Символическая соотнесенность четырех композиций многозначна и порождает разные прочтения. Само по себе объединение в одной иконе четырех разных изображений весьма необычно. Давно уже была высказана мысль, что все четыре образа объединяются идеей Логоса. Своеобразным ключом к пониманию такого построения иконы служит изображение Иоанна и его ученик, который пишет на свитке начальные слова четвертого Евангелия «И Слово было Бог». При этом каждая из сцен связана с тремя другими собственными смысловыми и композиционными «узами». Так, воскрешение Лазаря – прообраз всеобщего Воскресения – описано только в Евангелии от Иоанна. Одинаковые изображения жертвенных чаш на красном престоле в «Сретении» и белом покрове стола в «Троице» создают особенное напряжение между этими двумя композициями. Мотив евангельской жертвы возникает и в «Воскрешении Лазаря» – в жесте покрытых алым мафорием рук Марии.