А.С. Михайлов. Приезд станового пристава в избу сотского. 1858

Имя малоизвестного художника-жанриста Александра Степановича Михайлова только благодаря научно-исследовательским изысканиям сотрудников ГРМ было выведено из тени забвенья.

Будучи сыном крепостного живописца-самоучки, занимавшегося писанием декораций для домашнего театра князя Н.Г. Шаховского, Михайлов с детства имел тягу к рисованию. Получив свободу в 1838 году, он уже в следующем году поступает в Академию художеств, где обучается до 1843 года.

Первый период творчества Михайлова связан с портретным жанром. Только в 1850-е годы он впервые обращается к бытовым картинам с незатейливыми сюжетами из жизни городских «низов», настойчиво разрабатывая одну тему – досуг небогатого обывателя середины XIX века.

В картине «Приезд станового пристава в избу сотского» представлена сцена чаепития. В интерьере крестьянской избы, за столом расположились напротив друг друга попивающий из блюдца чаек сотский и пожилой чиновник в очках. О том, что чиновник – становой пристав, свидетельствует его зеленый мундир с красным воротником, серые брюки и лежащая на скамье форменная фуражка. Прислуживая хозяину и гостю, над столом склонилась старуха. Изображая своих персонажей, художник подмечает характерные позы, естественные жесты, но главное внимание сосредотачивает на выразительности лиц. Однако его интересует не столько психологический, сколько социальный портрет человека, поэтому он тщательно фиксирует приметы внешности, особенности одежды, прически персонажей. По воспоминаниям современников, Михайлов, не имея возможности нанимать натурщиков, списывал различные типажи своих картин с самого себя, при этом гримируясь и искажая черты лица, а женские персонажи писал со своей матери.

Немаловажное значение в картине имеют и предметы быта, характеризующие привычки героев. Тщательно выписанные стол с пузатым самоваром и чайной посудой, чурбан для сиденья, полка с домашней утварью и введенная в жанровую сценку спящая собачонка заставляют вспомнить работы голландских мастеров XVII века.