И. Ф. Стравинский.  «Поцелуй феи»

Аллегорический балет в четырех картинах, навеянный музыкой П. И. Чайковского

 

Либретто И. Стравинского по сказке X. К. Андерсена «Ледяная дева».

Поста­новка Б. Нижинской.

Художник А. Бенуа.

Первое представление: Париж, труппа Иды Рубинштейн, 27 ноября 1928 г.

 

Действующие лица: Фея. Духи Феи. Мать с ребенком. Юноша. Его Невеста, дочь мельника. Подруги Невесты. Крестьяне и крестьянки. Музыканты на празднике.

 

 

Есть художники, у которых нет национальности в лучшем смысле этого слова. Их мышление мирового масштаба и творчество принадлежит всему миру. Такой мировой личностью был Игорь Стравинский, музыковеды его называют «композитором тысяча и одного стиля». В его творческом портфеле можно встретить русского Петрушку и негритянский регтайм, мелодии в духе Беллини и произведения в додекафонной технике Шенберга. Но, при таком разнообразии музыкального языка в его музыке всегда узнаваемо собственное «лицо».

Композитор сознательно менял стили и манеру письма. Таким образом он расширял диапазон средств для выражения своих идей и образов. Его творчество можно условно разделить на разные «периоды» (см. биографию), и в частности, балет «Поцелуй феи» относится к периоду неоклассицизма.

 

В самом слове «неоклассицизм» - новая классика – кроется подход композитора к музыкальному материалу. Стравинский считал, что его музыка – это часть всей мировой музыки, что она существует не сама по себе, а течет в огромной реке традиции, расширяет ее, обогащает и в то же время пользуется всеми ее достижениями.

«Традиция, - говорил Стравинский, - понятие родовое; она не просто «передается» от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растет, достигает зрелости, идет на спад, и, бывает, возрождается. [...] Настоящая традиция не пережиток далекого прошлого – это живая сила, одухотворяющая и формирующая настоящее».

 

В заглавии к балету «Поцелуй феи» автор пометил: аллегорический балет в четырех картинах, навеянный музыкой П. И. Чайковского. Это значит, что музыка сочинена в традиции Чайковского, но не просто стилизована, а переосмыслена композитором с современной ему точки зрения. Стравинский выразил этой музыкой свое отношение к творчеству Чайковского. Это его «музыкальное приношение» великому русскому мелодисту и симфонисту. В балете «Поцелуй феи» Стравинский не только по-русски «мелодизирует» свой язык, что ранее не было ему свойственно, но и в прямую цитирует романс  «Нет, только тот, кто знал» и развивает эту мелодию в традиции симфоний Петра Ильича. Выбор сказочного сюжета по сказке Андерсена тоже намекает на всем известные его балеты, давно ставшие классическими и не сходившие со сцен театров уже десятки лет. Остается только добавить, что постановка балета по заказу Иды Рубинштейн приурочивалась к 35-летней годовщине со дня смерти Чайковского.

 

 

Краткое содержание балета:

 

1. Пролог

Картина первая.

Разбушевавшаяся метель застает оди­ноко бредущую женщину с ребенком на безлюдной дороге. Сопро­тивляясь снежным вихрям, женщина падает и остается недвижи­мой, прикрывая собой от ветра ребенка.

 

2. Колыбельная песнь в бурю

Метель стихает, небо проясняется, и в мерцании звезд являет­ся Фея в сопровождении духов. Они поднимают ребенка и отдают его Фее. Поцеловав малыша, Фея и духи исчезают. На дорогу выхо­дят с огнями крестьяне близлежащей деревни, чтобы помочь лю­дям, застигнутым бурей. Найдя дитя, они уносят его с собой.

 

Картина вторая.

3. Сельский праздник

Юноше, спасенному Феей и крестьяна­ми, исполнилось 20 лет. На деревенском празднике он весело танцу­ет с девушкой, которую хочет назвать своей невестой. Праздник кончается, люди расходятся, и Юноша остается наедине со своими мечтами. Неожиданно появляется Цыганка. Сквозь бедную одеж­ду видны дорогие украшения на ее шее, руках и волосах. Юноша не может знать, что в таком облике перед ним явилась Фея, чтобы завоевать его сердце. Гадая Юноше, Цыганка предсказывает ему счастье, а затем начинает танцевать, покоряя его огненным темпе­раментом, манящей красотой, колдовскими чарами. Юноша взвол­нован и охвачен смятением.

 

Картина третья.

Жители деревни готовятся к свадьбе Юноши. Невеста и ее подруги, танцуя, дожидаются жениха. Радос­тный, он появляется у дома Невесты. Девушки уходят, оставляя влюбленных одних. Молодые счастливы, признаваясь друг другу в любви, уверенные в том, что пройдут вместе рука об руку весь жиз­ненный путь. Невеста уходит надевать свадебное платье.

 

4. У мельницы. Юноша остается в одиночестве. Возвращается Невеста в подвенечном наряде, лицо ее скрыто плотной белой вуалью. Юноша обнимает свою возлюбленную, но она резко отстраняется и поднимает вуаль. Потрясенный Юноша видит перед собой красивую властную женщину, в которой узнает Цыганку — Фею. Она пришла, чтобы навсегда увести с собой Юно­шу, власть над судьбой которого она получила в ночь снежной бури вместе с поцелуем.

 

Картина четвертая.

Эпилог. В царстве вечного холода, среди при­чудливо сверкающих льдов, в окружении своих подданных духов царит Фея. В этот мир привела она покоренного Юношу, который никогда не возвратится к людям и Невесте, навсегда оставаясь пленником Феи.

 

Инна АСТАХОВА