НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Информационно-методическая система по русскому языку

для 10-11 классов (базовый уровень) AD VERBUM

(ИИСС «Ad Verbum»)

 

Методические рекомендации
по использованию ИИСС «Ad Verbum» в образовательном процессе

 

 

 

2008


Общее описание ИИСС «Ad Verbum»

Название
Информационно-методическая система по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) «Виртуальный медиа-холдинг Ad Verbum»
Предметная область
Филология, русский язык
Ступень образования
Третья ступень — среднее (полное) общее образование
Класс
10-11 классы
Общее количество часов
Курс рассчитан на 70 академических часов согласно Федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования и науки РФ.
Тип ИИСС
ИИСС «Ad Verbum» относится к III типу цифровых образовательных ресурсов: в процессе использования ИИСС изучается один из компонентов общей культуры человека — речевая культура, для этого моделируются реальные языковые ситуации, язык погружается в актуальный социальный контекст.

Новизна ИИСС «Ad Verbum»

Большинство существующих электронных изданий по русскому языку представляет собой аналог традиционного «бумажного» учебника — электронный учебник, в котором учащемуся доступен нелинейный просмотр текста, обогащенного мультимедийными эффектами. Такие электронные издания являются помощником учителя, ориентирующегося на информационно-объяснительный тип обучения. Другая часть электронных изданий по русскому языку является аналогом учителя-репетитора (электронные репетиторы и тренажеры, позволяющие затренировывать различные умения и навыки работы с языковым материалом) или учителя-контролера (контрольно-диагностические тесты по орфографии, пунктуации и т. п.). Эти помощники учителя изначально ориентированы на традиционный учебный процесс, реализуемый в формально-знаниевой парадигме.

Существующим электронным изданиям по русскому языку, как правило, свойствен ряд типичных недостатков, характерных для электронных средств обучения других предметных областей: неразделяемость на более мелкие модули (вплоть до одиночных упражнений и заданий), из которых учитель мог бы составить свой авторский урок; невозможность использования сетевых образовательных и методических ресурсов, разрабатываемых в рамках других образовательных проектов, в том числе и государственных; и др.

Новизна ИИСС «Ad Verbum» заключается в том, что разрабатываемый ресурс представляет собой совокупность информационно-имитационных модулей, которая реализует принцип деловой игры в специально подготовленной модельной среде, сформированной на основе хорошо узнаваемых языковых явлений реальной действительности, в которой речевые практики всегда погружены в сложную систему социокультурных отношений.

Использование ИИСС «Ad Verbum» позволяет проектировать учебную деятельность учащихся как профессиональную коммуникативно-информационную деятельность сотрудников редакции медиа-холдинга, выполняющих работы по предпечатной подготовке условного периодического издания на русском языке, некоторые материалы которого представлены также и в аудиоформате.

ИИСС «Ad Verbum» содержит четыре модуля: «Корректор», «Литературный редактор», «Автор», «Главный редактор». Так как каждый модуль представляет собой модель отдельного типа деятельности, специализирующейся на определенном виде работы с языковым материалом, то их объединение в единый комплекс, приводит к эффекту образования «виртуального холдинга». Эти модули представляют собой четыре иерархических уровня системы и позволяют практиковать различные умения и навыки работы с языковым материалом. Все важнейшие учебные темы по всем разделам школьного курса русского языка (фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис) рассматриваются на каждом из уровней под разными углами зрения.

Структурная схема ИИСС «Ad Verbum»

Подпись: Вход   в   Ad Verbuma

Это позволяет проводить обучение в виде практикумов по освоению орфоэпических, лексико-фразеологических, словообразовательных и других норм русского языка и русской речи в единой модельной среде, что изначально обуславливает проектную методику организации учебного процесса с четко обозначенным с самого начала результатом деятельности, ориентированной на социальные интересы и интересы самих участников проекта, и демонстрирует взаимосвязь и взаимозависимость учащихся – сотрудников медиа-холдинга.

Таким образом, появляется технологическая основа для систематической внешней оценки результата деятельности учащихся, что позволяет перейти от формально-знаниевой к личностно-деятельностной образовательной парадигме, в частности, к формированию у учащихся четырех взаимосвязанных компетентностей: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Главное достоинство используемого подхода — возможность организовать конструктивистскую модель учебной деятельности, которая предполагает, что учащийся проектирует и осуществляет свои действия в процессе самостоятельного активного поиска и выполнения сопутствующих упражнений, реализуемых в пространстве возможных действий. Таким образом, ИИСС «Ad Verbum» — среда, в которой учащийся решает нестандартные задачи, использует интуицию, критическое мышление.

Цели обучения и предполагаемые результаты

ИИСС «Ad Verbum» ставит целью обучение русскому языку в специально разработанной среде, развивающей речемыслительную деятельность учащихся и способствующей приобретению личного опыта владения русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Тем самым использование ИИСС «Ad Verbum» создает условия для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов при обучении русскому языку. В то же время оно направлено на реализацию надпредметной функции, которую выполняет русский язык в системе школьного образования.

Основными предполагаемыми результатами использования ИИСС можно считать следующие:

Новые качества учебного процесса, достигаемые при использовании ИИСС «Ad Verbum», представлены в таблице 1.

Таблица 1. Новые качества учебного процесса

Новые качества учебного процесса проявляются в том, что изменяются:

Без ИИСС

С ИИСС «Ad Verbum»

действия учащегося

воспринимает информацию, закрепляет умения и навыки в упражнениях

осуществляет деятельность в смоделированных условиях

действия учителя

информирует о новых знаниях, объясняет

формулирует основополагающую проблему

тип сотрудничества учителя и учащихся

учитель — контролер, руководитель, наставник; ученик — реципиент и исполнитель

совместная деятельность

тип сотрудничества учащихся

соперничество, если есть сотрудничество

коллективная деятельность

контрольно-оценочная деятельность

осуществляется исключительно учителем на основе нормативного и сопоставительного критериев

учитель лишается исключительного права на оценивание итогов деятельности учащегося, происходит объективация оценки, моделирование ее социального характера

образовательные результаты

набор знаний, умений навыков

ряд компетентностей

Использование ИИСС «Ad Verbum» возможно при организации обучения русскому языку в старших классах по любой из действующих учебных программ и по любому учебнику, имеющему гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ. В том числе:

1) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл.: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2005.
2) Бабайцева В. В. Русский язык. 10?11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. М.: Дрофа, 2004.
3) Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10?11 кл. М.: Просвещение, 2005.
4) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10?11 кл. М.: Русское слова, 2005.
5) Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.
6) Бабайцева В. В. Русский язык: Сборник заданий. 10?11 кл. М.: Дрофа, 2004.

Оценка учебных достижений учащихся в ИИСС «Ad Verbum»

По своему назначению ИИСС «Ad Verbum» представляет собой методически организованную систему проверки, оценки и учета учебных достижений учащихся.
Использование ИИСС «Ad Verbum» в образовательном процессе позволяет изменить позицию обучающегося, активизировать ее. В результате учащийся переключается с восприятия на действие и, поэтому, ИИСС «Ad Verbum» также:

Таким образом, ИИСС «Ad Verbum» выполняют не только контрольную, а и учебную функции.

По способу реализации ИИСС «Ad Verbum» представляет собой совокупность электронных учебных материалов, основную часть которых составляют упражнения, сгруппированные в так называемые ячейки и модули. В моделируемой среде медиа-холдинга представлены и как «профессиональные внутриредакционные» виды языковой деятельности различного типа – редакционные задания, и как просьбы и обращения «внередакционного частного» характера – вопрос от друга, вахтера и т.п. Охватывают все тематическое наполнение курса и воплощают максимально возможное количество дидактических типов заданий. Как правило, имеют двучастную структуру: собственно задание и языковой материал. Приоритет при подборе языкового материала отдается связным текстам.

По своему типу все упражнения, в которых надо вставить/исправить/выбрать правильную букву/слог/слово/знак пунктуации относятся к вопросам с закрытым ответом, то есть в каждом случае предполагается только один бесспорно верный ответ. Эти упражнения – редакционные задания нацелены на тренировку и закрепление грамматического материала, на проверку орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, на диагностирование определенного умения и навыка работы с языковым материалом. Проверка и оценка выполнения учащимися этих упражнений в ИИСС «Ad Verbum» осуществляется автоматически.

Другая часть упражнений – редакционных заданий включена в ИИСС «Ad Verbum» для проверки коммуникативной компетентности учащихся. Результат выполнения учащимся такого задания – творческая работа: изложение, сочинение, отзыв, рецензия и т. п. Такой вид упражнений относится в тестологической типологии к вопросам с открытым ответом и однозначно предполагает проверку и выставление оценок учителем.

В ИИСС «Ad Verbum» используюся для оценки:

  • 100 балльная шкала для вопросов с закрытым ответом;
  • 10-ти балльная шкала для вопросов с открытым ответом.
  • Те соответствия, которые приняты в ИИСС «Ad Verbum» между 100 балльной, 10-ти балльной и традиционной 5-ти балльной шкалам приведены в Табл. 2.

    Для учителя 10-ти балльная система по сравнению с 5-ти балльной предоставляет больше возможностей для того, чтобы обратить внимание обучающегося на нюансы его учебной деятельности. Так, когда оценка сообщается учащемуся, промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо», а «почти посредственно», предупреждает его о возможности «скатиться вниз», показывает, что практически он находится в критическом состоянии.

    Таблица 2. Соответствие между 100, 10-ти и 5-ти балльными системами оценок


    100 балльная и 5-ти балльная

    62 – 100 – «5»
    50 – 61 – «4»
    37 – 49 – «3»
    0 – 36 – «2»

    100 балльная и 10-ти балльная

    0 – 0
    1 – 7 – «1»
    8 – 15 – «2»
    16 – 25 – «3»
    26 – 37 – «4»
    38 – 50 –«5»
    51 – 63 – «6»
    64 – 75 – «7»
    76 – 85 – «8»
    86 – 93 – «9»
    94 – 100 –«10»

    10-ти балльная и 5-ти балльная

    9 – 10 – «5»
    6 – 8 – «4»
    3 – 5 – «3»
    0 – 2 – «2»

      В настоящее  время в ИИСС «Ad Verbum» используются следующие варианты словесных характеристик результатов, полученных учащимися (см. Табл. 3).

    Таблица 3. Словесная характеристика результатов в 10-ти балльной системе

    Балл

    Традиционная словесная характеристика

    Словесные характеристики, используемые в ИИСС «AdVerbum»

    1-й вариант

    2-й вариант

    3-й вариант

    10

    Превосходно

    Изумительно

    Восхитительно

    Блестяще

    9

    Отлично

    Прекрасно

    Сплошной восторг

    Да у вас, батенька, талант!

    8

    Очень хорошо

    Достойно похвалы

    Так держать!

    Далеко пойдете

    7

    Хорошо

    Симпатично

    Обнадеживает

    Мило

    6

    Почти хорошо

    Неплохо

    Жить можно

    Сойдет, конечно, но…

    5

    Посредственно

    Так себе

    Хотелось бы лучше

    Скучновато

    4

    Почти посредственно

    Слабовато

    Как-то плохонько

    Сомнительно

    3

    Слабо

    Кисло

    Разочаровали

    Где вы вообще учились?

    2

    Очень слабо

    Да-а...

    Просто стыдно

    Мрак

    1

    Очень, очень слабо

    Отвратительно

    Безобразно

    Ужасно

    0

    Отсутствует работа (ответ)

    Позор

    Вон!

    Последний раз прощаю

    Методика автоматической оценки учебных достижений учащихся в ИИСС «Ad Verbum»

    В упражнениях, рассчитанных на автоматическую (компьютерную) проверку, каждая буква (слог/слово/знак пунктуации), которую надо вставить (исправить/выбрать) рассматривается как один вопрос с закрытым ответом. На каждый такой вопрос учащийся может ответить либо верно, либо неверно. Например, при выполнении приведенного ниже упражнения №1 из ячейки №1, учащийся может дать от 0 до 16 верных ответов.

    Упражнение №1 из ячейки №1


    Задание
    Вам звонит друг. Он просит Вас помочь ему подготовиться к экзамену по русскому языку.

    А. В…кзал, рю…зак, б…блиотека, кат…лог.
    Б. Зв…зда, л…сник, г…ристый, обг…ревший.
    В. К…мпьютер, к…лбаса, м…шиностроение, стр…ение.
    Г. Уд…вительный, оч…ровательный, п…левка, камыш…вый.

      
    Если все ответы верные, то результат учащегося при выполнении этого упражнения составит 100 баллов. Для того чтобы узнать, сколько баллов будет снято с результата учащегося за каждый неверный ответ, надо 100 баллов разделить на общую сумму возможных верных ответов в данном упражнении. Получаемые при этом числа, содержащие дробные части, будут округлены в пользу учащегося.

    Аналогично, в упражнении №4 из ячейки №1 учащийся может дать от 0 до 8 верных ответов. И результат учащегося при выполнении этого упражнения будет рассчитан аналогично упражнению №1.

    Упражнение №4  из ячейки №1


    Задание
    К публикации в номере готовятся три статьи: объективного, восторженного и проблемного характера. Распределите встречающиеся в них предложения по цели высказывания (1) повествовательные, 2) побудительные, 3) вопросительные). Расставьте знаки препинания в конце предложений.

    Наступила ночь
    Пойдешь сегодня в кино
    Тебе было интересно смотреть этот фильм
    Как хорошо быть генералом
    Хотите мороженого
    Весна, весна, как воздух чист
    Мой папа работает на заводе
    Ребята, давайте жить дружно

    Всего в ячейке №1 содержится 7 упражнений и учащийся в сумме может дать от 0 до 99 верных ответов. За 99 верных ответа учащийся получит 100 баллов. Для того чтобы узнать, сколько баллов будет снято с результата учащегося за каждый не верный ответ, надо 100 баллов разделить на общую сумму возможных верных ответов в данной ячейке.

    Итак, результат выполнения каждого из упражнений в отдельности и всех упражнений – редакционных и др. заданий ячейки №1 вместе будет оценен по 100 балльной шкале.

    В ИИСС «Ad Verbum» учащийся получает социально-значимую словесную характеристику достигнутого результата, а не традиционную оценку в баллах в той или иной системе оценивания. Для этого каждый из этих результатов, достигнутых учащимся, переводится в соответствии с Табл.1 из 100 балльной в 10?ти балльную систему оценивания. При этом в ИИСС «Ad Verbum» 10-ти балльной системе оценивания соответствует Банк оценочных реакций, краткие словесные характеристики которых приведены в Табл. 2. Таким образом, в зависимости от того, сколько баллов набрал учащийся, он сможет увидеть и прочитать на своем мониторе соответствующую оценочную реакцию, случайным образом выбранную из  Банка оценочных реакций.

    В том случае, если все возможные виды ошибок, которые может сделать учащийся, можно считать равнозначными, то данная методика полностью совпадает с весьма распространенным в настоящее время подходом к оценке проверочных и тестовых заданий – процент числа выполненных заданий от числа всех предъявленных.

    Нормы оценок творческих работ по 10-ти балльной шкале

    Часть заданий ИИСС «Ad Verbum» не предполагает автоматическую проверку. В таком случае учащийся получает оценочную реакцию отложенного типа, а работа подлежит проверке учителем по 10-ти балльной шкале. На основе предлагаемых норм оценок по 10-ти балльной шкале (см. Табл. 4) учитель может конкретизировать собственные критерии оценки. При проверке творческих работ оценивается содержание, речевое оформление и грамотность.

    Содержание оценивается по следующим критериям:

    1. Соответствие теме и основной мысли; полнота раскрытия темы;
    2. Правильность фактического материала;
    3. Последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления учитывается:

    1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    2. Стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок:

    1. Орфографических;
    2. Пунктуационных;
    3. Грамматических.

    Таблица 4. Примерные нормы оценок за творческую работу

    Балл

    Содержание

    Речевое оформление

    Грамотность

    10

    1 Содержание работы полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
    2 Фактические ошибки отсутствуют.
    3.1 Соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа написана в соответствии с композиционными особенностями типа и жанра речи.
    3.4 Использовано достаточное количество подтем для раскрытия темы работы.

    1 Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.
    2 Стиль работы характеризуется единством использования языковых средств.

    0/0, 1/0 (негр.), 0/1 (негр.)

    9

    1 Содержание работы полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
    2 Фактические ошибки отсутствуют.
    3 Соблюдается последовательность развития мысли.
    3.1 Выдерживается смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.2 Работа написана в соответствии с композиционными особенностями типа и жанра речи.
    3.3 Использовано достаточное количество подтем для раскрытия темы работы.

    1 Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.
    2 Стиль работы характеризуется единством использования языковых средств.

    1/0, 0/1 или 3 испр. и 1 гр.

    8

    1 Содержание работы полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
    2 Фактические ошибки отсутствуют.
    3.1 Соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа написана в соответствии с композиционными особенностями типа и жанра речи.
    3.4 Использовано достаточное количество подтем для раскрытия темы работы.

    1 Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, выразительностью.
    2 Стиль работы характеризуется единством использования языковых средств; имеется 1 нарушение стилевого единства использования языковых средств.

    2/0, 1/1, 1/2, 0/2, 0/3 или 4 испр. и 2 гр.

    7

    1 Содержание работы раскрывает тему и основную мысль.
    2 Допускаются 2 недочета фактического характера.
    3.1 Соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа написана в соответствии с композиционными особенностями типа и жанра речи.
    3.4 Количество использованных подтем в целом раскрывает тему работы.

    1 Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью; допускаются 1–2 нарушения логики изложения.
    2 Имеются 1–2 нарушения стилевого единства использования языковых средств.

    0/4, 1/3, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 и 3 гр.

    6

    1 Содержание работы раскрывает тему и основную мысль.
    2 Допускаются 1 ошибка и 2 недочета фактического характера.
    3.1 Соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа написана в соответствии с композиционными особенностями типа и жанра речи.
    3.4 Количество использованных подтем в целом раскрывает тему работы.

    1 Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления и выразительностью. Допускаются 1–2 нарушения логики изложения.
    2 Имеются 1–2 нарушения стилевого единства использования языковых средств.

    0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1 и 4 гр.

    5

    1 Содержание работы в целом раскрывает тему и основную мысль.
    2 Допускаются 2 ошибки и 3 недочета фактического характера.
    3.1 В целом соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа написана с учетом композиционных особенностей типа и жанра речи.
    3.4 Количество использованных подтем в целом раскрывает тему работы.

    1 Наблюдается 1 нарушение точности словоупотребления; отмечаются случаи использования выразительных средств языка.
    2 Допускаются 3 нарушения логики изложения и 3 нарушения стилевого единства использования языковых средств.

    0/6, 1/5, 3/3, 4/2, 4/4, 5/0 и 5 гр.

    4

    1 Содержание работы в основном раскрывает тему и основную мысль.
    2 Допускаются 3 ошибки и 3 недочета фактического характера.
    3.1 В основном соблюдается последовательность развития мысли.
    3.2 Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли.
    3.3 Работа в целом написана с учетом композиционных особенностей типа и жанра речи.

    Наблюдаются 1–2 нарушения точности словоупотребления, 2–3 нарушения логики изложения и 2–3 нарушения стилевого единства, бедность словаря, однотипность конструкций.

    0/7, 1/6, 2/5, ?, 4/3, 5/1, 5/2 и 6 гр.

    3

    1 Содержание работы частично раскрывает тему и основную мысль.
    2 Допускаются 3 ошибки и 3 недочета фактического характера.
    3.1 Смысловая цельность и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушается. Представлены лишь отдельные композиционные части данного типа и жанра речи.
    3.2 Объем работы значительно меньше того, что требует программа.

    Наблюдаются 3 нарушения точности словоупотребления, 3 нарушения логики изложения и 2–3 нарушения стилевого единства, бедность словаря, однотипность конструкций.

    0/8, 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2 и 7 гр.

    2

    1 Содержание работы в общем отражает тему.
    2 Допускаются 4 ошибки и 4 недочета фактического характера.
    3.1 Смысловая цельность и последовательность в развитии основной мысли часто нарушается. Композиционные части данного типа и жанра речи представлены невыразительно.
    3.2 Объем работы не соответствует программе.

    Наблюдаются 4 нарушения точности словоупотребления, 4 нарушения логики изложения и 2–3 нарушения стилевого единства, бедность словаря, однотипность конструкций.

    6/3, 7/0, 7/1, 7/2, 8/0, 0/9, 2/7, 3/6, 8/1, 4/5, 5/4 и 8 гр.

    1

    1 Содержание работы не связано с темой.
    2 Допускаются 5 и более ошибок и 5 и более недочетов фактического характера.
    3.1 Смысловая цельность и последовательность в развитии основной мысли постоянно нарушается. Отдельные композиционные части данного типа и жанра речи лишь намечены.
    3.2 Объем работы не соответствует программе.

    Наблюдаются 5 и более нарушений точности словоупотребления, 5 и более нарушений логики изложения и
    5 нарушений стилевого единства, бедность словаря, однотипность конструкций.

    7/4, 8/2, 8/3, 9/4, 1/10, 10/0, 2/10, 0/12 и 9 гр.

    0

    Работа не выполнена