МОДЕЛЬ ПАРОМА-ЛЕДОКОЛА "БАЙКАЛ"

Железнодорожная паромная переправа была построена на Великом Сибирском пути через озеро Байкал. Переправа обслуживалась паромом-ледоколом "Байкал". Он был построен в 1896 г. в Англии, в Ньюкасле на заводах Армстронга. Стоимость составила 80 тыс. фунтов стерлингов. В разобранном виде паром доставили в Петербург, откуда по железной дороге перевезли на озеро Байкал к селу Лиственничное. Транспортировка оказалась сложной задачей, так как некоторые его части были весьма больших размеров, в том числе 15 паровых котлов. Русские рабочие-судостроители в короткий срок собрали огромное судно.

Паром-ледокол имел длину 88 м, ширину 17 м, водоизмещение 4200 т, осадку 6 м. На главной палубе "Байкала" вдоль его оси проложили три рельсовых пути, на которых устанавливали 25 груженых товарных вагонов. Пассажирские вагоны по условиям габарита устанавливали только на среднем пути. На судне были роскошные каюты для пассажиров: I класса - на 40 человек, II класса - на 30 человек, III класса - на 100 человек. На палубе размещалось до 500 пассажиров, а всего паром перевозил 670 человек. При воинских перевозках кроме 25 вагонов могли разместиться 2500 солдат и 250 лошадей.

"Байкал" сначала ходил между станциями Байкал и Мысовая - расстояние между ними 68 км, а позднее между станциями Байкал и Танхой - расстояние 38 км. Толщина стальной наружной обшивки по ватерлинии составляла 25 мм, что позволяло плавать при толщине льда около 1 м. Ледокол имел три винта: два сзади и один спереди. Считалось, что передний винт помогал разрушать торосы, поднимая волну, но касаться льда он не должен. Каждый винт приводился в движение своей паровой машиной. Скорость ледокола на открытой воде была около 20 км/ч, а во льдах 10 км/ч.

27 января 1900 г. ледокол совершил первый пробный переход по озеру. В течение 12 часов он прошел 136 км, взломав лед толщиной 80 см. Из-за тяжелой ледовой обстановки в зимнее время переправа останавливалась. По указанию министра путей сообщения с 1905 г. "Байкал" плавал 7,5 месяца в году, когда не бывает льда (с половины апреля до декабря). Он делал по три рейса в сутки, перевозя транзитные грузы, а по Кругобайкальской дороге, открывшейся в 1905 г., шли пассажирские перевозки и местные грузы.

Во время гражданской войны в 1918 г. "Байкал" попал под артиллерийский обстрел и затонул в бухте Танхой.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалась модель парома-ледокола "Байкал". В настоящее время она хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта России.

Н.Ф. Егоров