Кафедра общей и экспериментальной физики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю
«Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»
в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике»




УТВЕРЖДАЮ

Ректор ___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю/спецкурсу «Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»


Специальность 032200      Физика
Факультет
физики
Курс обучения
_______/_______/________
Семестр _______/_______/________

Всего часов по учебному плану: ____36____
В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная
  - лекции _____4____/____________/_______
  - практикум ____12____/____________/_______
  - самостоятельная работа ____20____/____________/_______
  
Формы итогового контроля знаний:  
  - зачет ____сем./ ____сем./ ____сем.
  - экзамен ____сем./ ____сем./ ____сем.

Санкт-Петербург
2007




Содержание

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

    4.1. Лекционные занятия

    4.2. Практикум

    4.3. Самостоятельная работа

    4.4. Коллоквиумы

    4.5. Контрольные работы

    4.6. Практики

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.



1. Общие положения


Целью изучения спецкурса «Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР» является содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области самостоятельной продуктивной деятельности по использованию учебных презентаций.


Задачи, решаемые при изучении спецкурса «Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»,

(1) формирование системы знаний о целях, возможностях применения и принципах оценки качества презентаций в учебном процессе, необходимых для решения практических задач, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области;

(2) развитие умений осуществлять педагогически целесообразный отбор цифровых образовательных ресурсов и других материалов для создания презентаций, анализировать и отбирать программно-педагогический продукт с позиций соответствия дидактическим целям, необходимых для решения практической задачи, соответствующей специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области методики обучения физике;

(3) организация деятельности, направленной на применение знаний по созданию и практическому использованию учебных презентаций различных типов и назначений в будущей профессиональной деятельности;

(4) мотивация деятельности студентов на разработку собственного банка презентаций для дальнейшей профессиональной деятельности;

(5) инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении предметной области «Методика обучения физике».


Инновационность спецкурса определяется


(1) направленностью на инициирование самостоятельной продуктивной деятельности студентов через их мотивацию на разработку собственного банка презентаций по физике для дальнейшей профессиональной деятельности;

(2) реализацией идеи адекватности содержания образования современному направлению развития информационно-коммуникационных технологий и их месту в современном обществе;

(3) использованием в процессе обучения инновационных учебно-методических материалов, ресурсов Интернет;

(4) разработкой студентами в процессе обучения качественно новых учебно-методических материалов для практического применения на современном уроке физики.


2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса


Предлагаемый спецкурс основан на принципах компетентностного подхода и ориентирован на овладение способами продуктивной деятельности по созданию и использованию презентаций в учебном процессе.


Изучение данного спецкурса вносит вклад в развитие


(1) ключевых компетенций: рефлексия, на уровне умения проводить самооценку результатов профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность, на уровне понимания, анализа и создания текстов;

(2) базовых компетенций: планирование и реализация профессионального самообразования, представление результатов своей деятельности;

(3) специальных компетенций: планирование, моделирование и проведение уроков физики разных типов, анализ цифровых образовательных ресурсов и презентаций с позиций их соответствия дидактическим задачам урока; умение технологически и инструментально поддерживать поисковую деятельность учащихся в процессе обучения.


3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля/курса


Распределение часов учебного модуля/курса по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).


Вид учебной деятельности Всего часов Распределение часов по формам обучения
очнаяочно-заочнаязаочная
в семестр1в неделюв годв год
Лекции444
Лабораторные занятия
Практические занятия12124
Самостоятельная работа20204

1При базовой продолжительности семестра 17 недель.

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю/курсу


4.1. Лекционные занятия


№ п/пТема лекцииОбъем в часах по формам обучения
очнаяочно-заочнаязаочная
1.Назначение учебной презентации по физике. Структура и организация учебной презентации.2  
2.Условия представления презентаций на уроках физики различных типов.2
Всего4

4.2. Практикум


4.2.1. Практические занятия


№ п/п Наименование занятия Номер темы лекции Объем в часах по формам обучения
очная очно-заочная заочная
1.Отбор содержания презентации. Оформление текста учебной презентации по физике.14
2.Подбор и подготовка рисунков, анимационных материалов и видеофрагментов для презентации. Подбор и подключение компьютерных моделей физических процессов.14
3.Структура и организация учебной презентации. Представление презентаций на уроках физики.24
Всего12

4.2.3. Самостоятельная работа


№ п/п Наименование курсового проекта (работы) Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ) Неделя семестра, на которой выдается задание
1.Разработка проекта учебной презентации для серии уроков физики по учебной теме, включающей уроки различных типов.   2

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы


Лекция № 1. Назначение учебной презентации по физике. Структура и организация учебной презентации.

  1. Назначение учебной презентации по физике.
  2. Требования к содержанию презентации.
  3. Структура и организация учебной презентации.
  4. Оформление учебной презентации.
  5. Роль, место и требования к оформлению текста.
  6. Иллюстрации, видеофрагменты, модели физических процессов в презентации.

Лекция № 2. Условия представления презентаций на уроках физики различных типов.

  1. Педагогические, психологические и технические условия представления презентаций на уроках физики.
  2. Презентации на уроках физики различных типов.

6. Литература (основная и дополнительная)


6.1. Основная:

  1. Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - 304 с., М: Академия, 2002
  2. Д. Тиффин, Л. Раджасингам. Что такое виртуальное обучение. Москва: "Информатика и образование", с.19, 1999.
  3. А. Ф. Кавтрев "Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе "Дипломат", Сборник РГПУ им. А. И. Герцена "Физика в школе и вузе", Санкт-Петербург: "Образование", с. 102-105, 1998.
  4. Е. И Бутиков. Лаборатория компьютерного моделирования. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ©5, с.26, 1999.
  5. А. С. Чирцов. Информационные технологии в обучении физике. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ©2, с.3, 1999.
  6. М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А Резник "Информационная среда обучения", Санкт-Петербург: "Свет", с.121, 1997.
  7. А. Н. Левкин, В. Л. Матвеев, Г. Н. Панина, И. Я. Филиппова. «Использование ИКТ в предметной области естественно-научного цикла». СПб.: СПбАППО, 2007.

6.2. Дополнительная.

  1. Политика в области образования и новые информационные технологии, журнал "Информатика и образование", Москва, ©5, с.10. 1996.
  2. А. Ф. Кавтрев. "Компьютерные модели в школьном курсе физики". Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург: "Информатизация образования", ©2, с. 41-47, 1998.
  3. П. И. Белостоцкий, Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина "Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии". Газета "Физика" ©20, с. 3, 1999.
  4. В. В. Монахов, А.Ф. Кавтрев, В. Е. Фрадкин, Д. А. Зубок. «Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе для организации интернет-олимпиад». СПб.: СПбАППО, 2007.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР*


№ п/п Наглядное пособие Вид наглядного пособия Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)
1Электронное издание «Открытая Физика 2.5»(ООО «Физикон») электронный
2Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11 класс" (ООО «Дрофа», ЗАО «1С» электронный
3Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике. 10 класс» (ООО «Дрофа») электронный
4Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике. 11 класс» (ООО «Дрофа») электронный
5ИУМК «Физика 10 класс» (ООО «Физикон», НФПК) электронный
6Коллекция электронных материалов авторов программы электронный
7Видеозадачник по физике. Ч. 1-3 (ООО «Кирилл и Мефодий») электронный
8Библиотека наглядных пособий по физике (1С) электронный

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Защита учебного проекта.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

В процессе изучения модуля используются имеющиеся электронные издания по физике, а также ресурсы Интернет, содержащие анимации, видеофрагменты и др. по физике. Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032200 Физика.


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.


  Заведующий кафедрой _________________ _______________________
 
подпись
фамилия, инициалы



Кафедра общей и экспериментальной физики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю
«Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»
в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике»

Специальность   ____032200____   __________физика_____________



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
Основная литература
1. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б. и др. учебное пособие М: Академия, 2002, 304 стр.
2. Что такое виртуальное обучение. Д. Тиффин, Л. Раджасингам. статья Москва: "Информатика и образование", 1999
3. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе "Дипломат" А. Ф. Кавтрев статья Санкт-Петербург: "Образование", 1998
4. Лаборатория компьютерного моделирования. Е. И. Бутиков статья Санкт-Петербург: "Информатизация образования", 1999
5. Информационные технологии в обучении физике. А. С. Чирцов статья Санкт-Петербург: "Информатизация образования", 1999
6. "Информационная среда обучения", Санкт-Петербург: "Свет", с.121, 1997. М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник   Санкт-Петербург: "Свет", с.121, 1997.
7. «Использование ИКТ в предметной области естественно-научного цикла». А. Н. Левкин, В. Л. Матвеев, Г. Н. Панина, И. Я. Филиппова. Методическое пособие СПб.: СпбАППО, 2007.
Дополнительная литература
1. Политика в области образования и новые информационные технологии   статья Информатика и образование", Москва
2. Компьютерные модели в школьном курсе физики А. Ф. Кавтрев статья Санкт-Петербург: "Информатизация образования", 1998
3. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии П. И. Белостоцкий, Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина статья Газета "Физика", 1999
4. «Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе для организации интернет-олимпиад». СПб.: СпбАППО, 2007. В. В. Монахов, А.Ф. Кавтрев, В. Е. Фрадкин, Д. А. Зубок. Методическое пособие СПб.: СпбАППО, 2007.