Кафедра общей и экспериментальной физики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю
«Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»
в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Специальность   _____032200______    __________физика____________













Санкт-Петербург
2007





СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Отбор содержания презентации. Оформление текста учебной презентации по физике

Продолжительность 4 часа

  1. Целью практической работы является развитие у студентов ключевых компетенций по сбору, обработке и анализу информации.

    На уровне профессиональной компетентности: формирование умений дидактически правильно отбирать и формулировать тексты для учебных презентаций, использующихся на уроках физики различных типов, в соответствии с задачами конкретного урока.


  2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.
    1. Основная литература по курсу модуля.
    2. Лекция 1.
    3. Учебники, сборники задач, методические указания, тематическое планирование к школьным учебным программам по физике.

  3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии
    1. Наборы слайдов из готовых презентаций учебного назначения по физике.

    Примеры слайдов для работы на практическом занятии.

  4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

    Наименование Назначение Характеристики Примечание
    Пакет MsOffice (MsPower Point)    

  5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

    Повторите изученные Вами в курсе методики физики стандарты физического образования, учебные программы, вспомните известные Вам типы и виды уроков, средства обучения. Продумайте возможности сочетания традиционных и компьютерных средств обучения. Повторите материал лекции № 1.


  6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости)

  7. Практические задачи, задания, упражнения.

    1. Рассмотрите готовые слайды из предложенных вам презентаций для уроков физики. Оцените их педагогическое качество по следующему плану.

      План оценкиОценка
      На уроках по какой теме они используются?  
      Для достижения каких дидактических целей они могут использоваться? Какими средствами могут достигаться эти цели?  
      На уроках физики каких типов они могут применяться?  
      Как в предложенных презентациях выражается специфика типа уроков?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначены эти презентации? По каким признакам можно судить об этом?  
      Какие формы работы можно реализовать с помощью предложенных презентаций?  
      Определите роль каждого элемента текстовой информации на анализируемых слайдах.  
      Проанализируйте содержание презентации на слайдах с точки зрения его точности, краткости, логичности, необходимой достаточности.  
      Сделайте заключение о качестве предложенных презентаций.  


    2. С учетом темы своего проекта подберите тексты и расположите их на слайде для следующих типов уроков:
      • урок объяснения нового материала (для создания проблемной ситуации);
      • урок объяснения нового материала (для выдвижения гипотезы);
      • урок объяснения нового материала (для подготовки вывода из анализа эксперимента);
      • урок решения задач (для анализа задачной ситуации);
      • урок решения задач (для анализа ответа);
      • урок - лабораторная работа (для формулирования цели работы);
      • урок - лабораторная работа (для формулирования вывода из полученных результатов);
      • урок - лабораторная работа (для формулирования задания для группы);
      • урок контроля знаний (для проведения физического диктанта);
      • урок контроля знаний (для работы с заданиями в тестовой форме).

    3. Представьте работу своей группы и защитите ее.

    4. Оцените работу своих коллег по следующему плану.

      План оценкиОценка
      Название и авторы оцениваемой работы  
      На уроках по какой теме они используются?  
      Соответствуют ли представленные слайды заявленной дидактической цели? Можно ли предложенными средствами достичь эти цели?  
      Соответствуют ли представленные слайды заявленным типам уроков?  
      Выражена ли в предложенных слайдах специфика типа урока? Каким образом?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначены эти презентации? По каким признакам можно судить об уровне обучения, на который рассчитаны предложенные слайды?  
      Определите роль каждого элемента текстовой информации на анализируемых слайдах.  
      Проанализируйте содержание представленных вашими коллегами слайдов с точки зрения его точности, краткости, логичности, необходимой достаточности.  
      Оцените предложенные варианты организации работы учащихся, с точки зрения педагогической целесообразности? Предложите свои варианты.  
      Оцените значимость дополнительных результатов обучения, которые предполагают получить Ваши коллеги.  
      Сделайте заключение о качестве предложенных презентаций.  

  8. Задания студентам для самостоятельной работы.

    Продумайте пути учета полученных на занятии знаний и умений при выполнении Вашего проекта.


  9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

  10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения).

    При проведении занятия необходимо постоянно обращать внимание студентов на правила проектной деятельности и работы в группе. По завершению студентами разработок и окончанию их представления необходимо провести сравнительный анализ подготовленных студентами слайдов, акцентировать внимание на удачных моментах, проанализировать ошибки и недочеты, наметить возможные пути их устранения.





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Подбор и подготовка рисунков, анимационных материалов и видеофрагментов для презентации. Подбор и подключение компьютерных моделей физических процессов

Продолжительность 4 часа

  1. Целью практической работы является развитие у студентов рефлексии, как одной из ключевых компетенций, через формирование системы знаний о целях, возможностях применения и принципах оценки качества использования ЦОР и созданных на их основе презентаций в учебном процессе.

    На уровне профессиональной компетентности: формирование умений дидактически правильного включения в презентацию рисунков, анимационных материалов и видеофрагментов и компьютерных моделей физических процессов.


  2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

    1. Основная литература по курсу модуля.
    2. Лекция 1.
    3. Учебники, сборники задач, методические указания, тематическое планирование к школьным учебным программа по физике.

  3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии

    1. Наборы слайдов из готовых презентаций учебного назначения по физике.

      Примеры слайдов для работы во время практического занятия.

  4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

    Наименование Назначение Характеристики Примечание
    Пакет MsOffice (MsPower Point)    

  5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

    Познакомьтесь с графическими, анимационными и видеоматериалами, наборами физических компьютерных моделей, имеющихся в коллекции презентаций уроков физики преподавателя. Отберите материалы, необходимые для реализации Вашего проекта. Определите, на уроках каких типов и с какой дидактической целью они могут использоваться. Обдумайте критерии оценки педагогического качества имеющихся у Вас материалов.


  6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости)

  7. Практические задачи, задания, упражнения.

    1. Рассмотрите готовые слайды из предложенных вам презентаций для уроков физики. Оцените их педагогическое качество по следующему плану.

      План оценкиОценка
      На уроках по какой теме они используются?  
      На достижение какой педагогической цели они направлены? Какими средствами достигаются эти цели?  
      Для каких типов уроков они могут использоваться?  
      Как через предложенные презентации выражается специфика типа уроков?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначены эти презентации? По каким признакам можно судить об этом?  
      Как визуальный ряд сочетается с текстом?  
      Предложите варианты использования выбранных Вами компьютерных физических моделей, анимации и видеоматериалов?  
      Как с их помощью Вы предполагаете организовывать работу учащихся?  
      Какие дополнительные результаты обучения Вы предполагаете получить по сравнению с традиционными методами обучения?  
      Сделайте заключение о качестве предложенных презентаций.  

    2. С учетом темы своего проекта подберите графические материалы, компьютерные физические модели, анимацию и видеоматериалы и расположите их на слайдах.

    3. В окнах «Заметки к слайду» опишите методику использования отобранных материалов.

    4. Представьте работу своей группы и защитите ее.

    5. Оцените работу своих коллег по следующему плану.

      План оценкиОценка
      Название и авторы оцениваемой работы  
      На уроках по какой теме они используются?  
      Соответствуют ли представленные слайды заявленной дидактической цели? Можно ли предложенными средствами достичь эти цели?  
      Соответствуют ли представленные слайды заявленным типам уроков?  
      Выражена ли в предложенных слайдах специфика типа урока? Каким образом?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначены эти презентации? По каким признакам можно судить об уровне обучения, на который рассчитаны предложенные слайды?  
      Как визуальный ряд сочетается с текстом?  
      Оцените предложенные варианты использования выбранных коллегами компьютерных физических моделей, анимации и видеоматериалов? Можете ли Вы предложить дополнительные варианты?  
      Оцените предложенные варианты организации работы учащихся, с точки зрения педагогической целесообразности? Предложите свои варианты.  
      Оцените значимость дополнительных результатов обучения, которые предполагают получить Ваши коллеги.  
      Сделайте заключение о качестве предложенных презентаций.  

  8. Задания студентам для самостоятельной работы.

    Продумайте пути учета полученных на занятии знаний и умений при выполнении Вашего проекта.


  9. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения).

    Предусмотрите возможность знакомства студентов с графическими, анимационными и видеоматериалами, наборами физических компьютерных моделей, имеющимися в коллекции презентаций уроков физики преподавателя.

    При проведении занятия необходимо постоянно обращать внимание студентов на правила проектной деятельности и работы в группе. По завершению студентами разработок и окончанию их представления необходимо провести сравнительный анализ подготовленных студентами слайдов, акцентировать внимание на удачных моментах, проанализировать ошибки и недочеты, наметить возможные пути их устранения.





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Структура и организация учебной презентации. Представление презентаций на уроках физики

Продолжительность 4 часа

  1. Целью практической работы является формирование и усиление мотивации студентов на разработку собственного банка презентаций для уроков физики для дальнейшей профессиональной деятельности.

    На уровне профессиональной компетентности: формирование у студентов представлений о логике построения презентаций по физике, развитие умений структурировать учебный материал


  2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

    1. Основная и дополнительная литература по курсу модуля.
    2. Лекция 2
    3. Учебники, сборники задач, методические указания, тематическое планирование к школьным учебным программа по физике

  3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии

    1. Наборы слайдов из готовых презентаций учебного назначения по физике.

      Примеры слайдов для анализа на практическом занятии

  4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

    Наименование Назначение Характеристики Примечание
    Пакет MsOffice (MsPower Point)    

  5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

    Подготовьте планы уроков для своего проекта, обсудите их с преподавателем. Продумайте место и роль презентационных материалов в Ваших уроках.


  6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости)

  7. Практические задачи, задания, упражнения.

    1. Рассмотрите готовую презентацию для урока физики. Оцените ее педагогическое качество по следующему плану.

      План оценкиОценка
      Название и автор презентации  
      На уроках по какой теме она используется?  
      На достижение какой педагогической цели она направлена? Какими средствами достигаются эти цели?  
      Для каких типов уроков она может использоваться?  
      Как через рассматриваемую презентацию выражается специфика типа уроков?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначена эта презентация? По каким признакам можно судить об этом?  
      Изобразите структурную схему презентации. Как организованы переходы между разделами?  
      Как используется окно «Заметки к слайду» с точки зрения методики проведения урока?  
      Как с помощью этой презентации можно организовывать работу учащихся? Как и в какой степени структурирование презентации влияет на эти возможности?  
      Какие дополнительные результаты обучения можно получить по сравнению с традиционными методами обучения при использовании данной презентации?  
      Сделайте заключение о качестве рассматриваемой презентации.  

    2. С учетом темы своего проекта, подготовьте структурную схему презентации для одного урока, разработайте презентацию для этого урока, заполните окно «Заметки к слайду».

    3. Представьте работу своей группы и защитите ее.

    4. Оцените работу своих коллег

      План оценкиОценка
      Название и авторы оцениваемой работы  
      На уроках по какой теме они используются?  
      Соответствует ли представленная презентация заявленной дидактической цели? Можно ли предложенными средствами достичь этих целей?  
      Соответствует ли представленная презентация заявленным типам уроков?  
      Выражена ли в презентации специфика типа урока? Каким образом?  
      Для какого уровня: базового или профильного, основной или полной средней школы предназначена презентация? По каким признакам можно судить об уровне обучения, на который она рассчитана?  
      Изобразите структурную схему презентации. Как организованы переходы между разделами?  
      Как используется окно «Заметки к слайду» с точки зрения методики проведения урока?  
      Оцените предложенные коллегами варианты использования презентации? Можете ли Вы предложить дополнительные варианты?  
      Оцените предложенные варианты организации работы учащихся, с точки зрения педагогической целесообразности? Предложите свои варианты.  
      Оцените значимость дополнительных результатов обучения, которые предполагают получить Ваши коллеги.  
      Сделайте заключение о качестве предложенных презентаций.  

  8. Задания студентам для самостоятельной работы.

    Продумайте место и роль презентационных материалов, рассмотренных на занятии, в Вашем проекте.


  9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

  10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия.

    Предусмотрите предварительное обсуждение со студентами планов уроков для их проектов.

    При проведении занятия необходимо постоянно обращать внимание студентов на правила проектной деятельности и работы в группе. По завершению студентами разработок и окончанию их представления необходимо провести сравнительный анализ подготовленных студентами материалов, акцентировать внимание на удачных моментах, проанализировать ошибки и недочеты, наметить возможные пути их устранения.