ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»


Кафедра общей и экспериментальной физики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю
«Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»
в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике»


АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию учебного модуля/курса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания модуля/курса).

Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения компьютерных учебных пособий. Типология учебных компьютерных пособий и методика их применения. Банк компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

2. Цели учебного спецкурса:

Содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области самостоятельной продуктивной деятельности по использованию учебных презентаций на основе овладения содержанием спецкурса «Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР».

3. Задачи учебного спецкурса:

(1) формирование системы знаний о целях, возможностях применения и принципах оценки качества презентаций в учебном процессе, необходимых для решения практических задач, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики;

(2) развитие умений осуществлять педагогически целесообразный отбор цифровых образовательных ресурсов и других материалов для создания презентаций, анализировать и отбирать программно-педагогический продукт с позиций соответствия дидактическим целям, необходимых для решения практической задачи, соответствующей специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области методики преподавания физики;

(3) организация деятельности, направленной на применение знаний по созданию и практическому использованию учебных презентаций различных типов и назначений в будущей профессиональной деятельности;

(4) мотивация деятельности студентов на разработку собственного банка презентаций для дальнейшей профессиональной деятельности;

(5) инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении предметной области «Методика обучения физике».

4. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

1. «Теория и методика обучения физике»

2. «Общая и экспериментальная физика»

3. «Информационные технологии в физическом образовании»

5. Ожидаемые результаты освоения спецкурса

(1) на ключевом уровне профессиональной компетентности – развитие коммуникационной компетентности через овладение информационно-коммуникационными технологиями;

(2) на базовом уровне профессиональной компетентности – планирование и реализация профессионального самообразования, представление результатов своей деятельности;

(3) на специальном уровне профессиональной компетентности – планирование, моделирование и проведение уроков физики разных типов, анализ цифровых образовательных ресурсов и презентаций с позиций их соответствия дидактическим задачам урока.


В результате изучения спецкурса студент должен

(1) знать понятие презентации учебного назначения, требования к презентации учебного назначения, принципы отбора материала для презентации по физике, формы использования презентаций в учебной деятельности, параметры оценки качества презентации учебного назначения;

(2) уметь определять цели создания и использования презентации учебного назначения; разрабатывать сценарий презентации учебного назначения в соответствии с информационно-деятельностными технологиями обучения; отбирать материал для презентации, оценивать педагогическое качество презентации, планировать учебный процесс на основе использования информационно-коммуникационных технологий и проектировать уроки с использованием ИКТ, грамотно оформлять презентацию с учетом авторского права.

(3) владеть методикой применения презентаций по физике в учебном процессе;

(4) иметь представление о физиологических и психологических особенностях восприятия презентации учащимися.

6. Перечень элементов комплекта УММ:

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Изучение спецкурса направлено на инициирование самостоятельной продуктивной деятельности студентов через их мотивацию на разработку собственного банка презентаций по физике для дальнейшей профессиональной деятельности.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Создание качественно новых учебно-методических материалов для практического применения на современном уроке.

Содержание спецкурса направлено на реализацию идеи адекватности содержания образования современному направлению развития информационно-коммуникационных технологий и их месту в современном обществе.

7.3.Инновационность по методам обучения

Использование активных методов обучения, основанных на принципах личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода: работа в малых группах, проектный метод, рефлексия.

7.4. Инновационность по формам обучения

Практические занятия в форме создания учебного проекта, организация коллективной работы над сценариями уроков физики, дидактическими материалами к ним.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Использование в процессе обучения инновационных учебно-методических материалов, ресурсов Интернет.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования

Элементы УММ могут быть использованы в качестве диагностического средства для проверки знаний учащихся по дисциплине «Теория и методика обучения физике» путем включения контрольных вопросов УММ в итоговый экзамен по указанной дисциплине.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Предлагаемый спецкурс основан на принципах компетентностного подхода и ориентирован на овладение способами продуктивной деятельности по созданию и использованию презентаций в учебном процессе.

Изучение данного спецкурса вносит вклад

- в развитие ключевых компетенций путем формирования рефлексивных и коммуникативных умений;

- в развитие и формирование базовых компетенций через развитие умений планирования деятельности и представления результатов деятельности, в том числе по профессиональному самообразованию;

- в формирование специальных компетенций: планирование, моделирование и проведение уроков разных типов, анализ цифровых образовательных ресурсов и презентаций с позиций их соответствия дидактическим задачам урока; умение технологически и инструментально поддерживать поисковую деятельность учащихся в процессе обучения.

Спецкурс является самостоятельным учебным модулем, который может быть встроен в кредитно-модульную систему подготовки будущих учителей физики.

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

Фрадкин Валерий Евгеньевич, доц. кафедры методики обучения физики РГПУ им. А.И. Герцена;

Трофимова Светлана Юрьевна, с.н.с. Института профтехобразования РАО.

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю/курсу

ГОС по специальности 032200 Физика