Кафедра общей и экспериментальной физики

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю
«Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР»
в рамках дисциплины «Теория и методика обучения физике»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Специальность   _____032200______    __________физика____________













Санкт-Петербург
2007





СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)


Учебные цели и задачи работы /проекта (в логике компетентностного подхода).

(1) формирование системы знаний о целях, возможностях применения и принципах оценки качества презентаций в учебном процессе, необходимых для решения практических задач, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области;

(2) развитие умений осуществлять педагогически целесообразный отбор цифровых образовательных ресурсов и других материалов для создания презентаций, анализировать и отбирать программно-педагогический продукт с позиций соответствия дидактическим целям, необходимых для решения практической задачи, соответствующей специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области методики преподавания физики;

(3) организация деятельности, направленной на применение знаний по созданию и практическому использованию учебных презентаций различных типов и назначений в будущей профессиональной деятельности;

(4) мотивация деятельности студентов на разработку собственного банка презентаций для дальнейшей профессиональной деятельности;

(5) инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении предметной области «Методика обучения физике».

Методика самостоятельной работы над заданием.

КОНСПЕКТ УРОКА
Название урока
ТЕМА 
 
КлассУчебник, программаВариант учебного плана
   
Урок №Разработал
  
Планирование 
Авторское, стандартное. Ссылка. 


Цели изучения темы:
 
Задачи урока:
1.
2.
3.
4.
Применяемые технологии
 
Применяемые формы работы
 
 


План урокаВремя
1.Организационный момент мин
2.Опрос мин
3.Новый материал мин
4.Демонстрации мин
5.Решение задач мин
6.  мин
7.  мин
8.  мин
9.  мин
10.  мин
11.Домашнее задание мин
12.  мин
Ход урока
Пункт плана №1. Опрос
Работа учителяРабота учащихся
Необходимо обосновать выбор формы опроса и его содержания.  
  
  
Пункт плана №2. Новый материал
Работа учителяРабота учащихся
  
  
Пункт плана № 3. Демонстрации
Работа учителяРабота учащихся
Необходимо обосновать выбор демонстраций и форму их использования.  
  
  
Пункт плана № 4. Решение задач
Работа учителяРабота учащихся
Необходимо обосновать выбор базы задач.  
  
  
Пункт плана №
Работа учителяРабота учащихся
  
  
Пункт плана №
Работа учителяРабота учащихся
  
  
Пункт плана №
Работа учителяРабота учащихся
  
  
Пункт плана № ... Домашнее задание
Работа учителяРабота учащихся
Необходимо обосновать отбор содержания домашнего задания и его объем. 
  
  
Эскиз доски 1
 



 
Эскиз доски 2
 



 
Цели использования ИКТ
 
 
Формы работы с ИКТ
 
 
 
Подготовленная к уроку презентация должна быть распечатана вместе с заметками к каждому слайду.
Список литературы и ИКТ-ресукрсов, использованных для подготовки к уроку


 
Краткие замечания (рефлексия)
 
 
 


При создании конспекта не забыть:
Оформление доски Иллюстрации Таблицы и схемы Использование технических средств
Использование компьютера Работа с учебником Индивидуальные задания Тесты
Задачи Групповая работа Фронтальный эксперимент Демонстрации


Порядок оформления пояснительной записки к проекту:


При подготовке проекта необходимо заполнить «визитную карточку» проекта:

1) Автор(ы) проекта

2) Какова тема Вашего учебного проекта?

3) Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели.

4) Какие компетентности формирует Ваш проект?

5) Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков.

6) Какие образовательные задачи вы ставите перед учащихся в своем проекте?

7) Какие формы работы, педагогические технологии вы используете в своем проекте?

8) Как реализуется в вашем проекте возможность дифференциации и индивидуализации работы при использовании ИКТ?

9) Какая учебная программа лежит в основе вашего проекта? Возможно ли использование вашего проекта при реализации учителем другой учебной программы?

10) Материалы на печатной основе.

11) Материалы в электронном виде, которые вы использовали

12) Интернет-ресурсы. Список веб-адресов, использованных для подготовки проекта.

13) Подготовленные вами дополнительные электронные ресурсы (рисунки, анимации, видеофрагменты, звуковой ряд и др.) – если есть


Порядок подготовки и защиты работы /проекта.


Каждое индивидуальное творческое задания выполняется одним или двумя студентами в зависимости от численности группы. Каждой группе учащихся рекомендуется выполнять задания по одному разделу курса физики. Результатом работы группы в целом может являться электронное портфолио по разделу. Работа должна включать разработку презентационных материалов для серии уроков, включающей уроки различных типов, а также методическое обоснование педагогической целесообразности использования данных материалов.


Оценка за индивидуальное творческое задание выставляется с учетом:

Время и место консультаций по проекту.


Консультации проводятся по согласованному расписанию не реже 1 раза в две недели. Кроме того, консультации могут проводиться по электронной почте.

Тематика проектов по дисциплине.

  1. Тематика проектов по дисциплине определяется разделами курсов физики основной и средней (полной) школы (базовый и профильный уровни).
  2. Движение тела по наклонной плоскости.
  3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту и горизонтально.
  4. Равновесие тел.
  5. Закон Паскаля.
  6. Закон Архимеда.
  7. Способы описания механического движения.
  8. Импульс. Закон сохранения импульса.
  9. Реактивное движение.
  10. Вес тела. Невесомость.
  11. Закон сохранения механической энергии.
  12. Механические колебания.
  13. Звук.
  14. Газовые законы.
  15. Первый закон термодинамики.
  16. Тепловые машины.
  17. Закон Кулона.
  18. Электрическое поле.
  19. Электрический ток в металлах.
  20. Электрический ток в электролитах.
  21. Электрический ток в газах.
  22. Электромагнитная индукция.
  23. Электромагнитные волны.
  24. Дифракция.
  25. Интерференция.
  26. Дисперсия. Радуга.
  27. Фотоэффект.
  28. Строение атома.
  29. Постулаты Бора. Спектр атома водорода.
  30. Ядерные реакции.
  31. Ядерная энергетика.