Покров. Вторая половина XVI в.

Композиция развернута на фоне многоглавого храма. Богоматерь в позе Оранты представлена в центральной апсиде, подобно «столпу Давидову», стоящей на облаке. Над нею два парящих архангела – Михаил и Гавриил – держат покров, над которым в миндалевидной формы мандорле на огнекрылых серафимах восседает Христос. По сторонам Богоматери в предстоянии ей изображены святые – «воинствующая церковь». Они показаны как небесная свита Богоматери, размещены группами, по чинам святости. Ближе всего к Богоматери пророки и апостолы, за ними – святители и преподобные, затем – мученики и святые жены. В нижнем регистре под Богоматерью – Роман Сладкопевец. На амвонах справа и слева – византийский патриарх Тарасий и император Лев VI Мудрый, за которым видна царица Феофано со свитой. Около амвона патриарха – Андрей Юродивый с учеником Епифанием. В основной схеме композиция близка традиционному новгородскому варианту, однако она имеет и ряд принципиально новых черт. Это прежде всего изображение царя и патриарха – верховных представителей всех людей перед Богом. На Руси имя патриарха Тарасия было хорошо известно и связывалось с представлением о нем как о борце с еретиками и защитнике «чистой» веры. Тарасий был инициатором и одним из ведущих деятелей VII Вселенского собора, восстановившего почитание икон Богоматери и осудившего иконоборцев. Изображение Льва VI связано с тем, что чудо Покрова совершилось в период его царствования. На Руси в XVI веке имя императора Льва VI было известно почти так же хорошо, как и имя Юстиниана, статуя которого изображена на иконе. Почитание последнего на Руси объяснялось, в первую очередь, тем, что византийский император рассматривался русскими князьями как их предшественник. С его именем связано строительство главной святыни православного мира – храма Святой Софии в Константинополе.

Иконе присущ своеобразный историзм – свойство, ярко проступившее в иконописи середине XVI века и связанное с начавшимся изменением в понимании роли и значения иконописного образа.