Уолт Ростоу

1916

Американский экономист, социолог, политический деятель. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1940—1941, 1946—1947, 1949—1960 гг. преподавал экономическую историю в ряде высших учебных заведений США и Великобритании, в частности был профессором Массачусетского технологического института. В 1945—1946, 1947—1949, 1961—1969 гг. находился на государственной службе, в частности был главой Совета планирования политики при госдепартаменте США, специальным советником президента Л. Джонсона. С 1969 г. проф. экономики и истории в университете штата Техас. В конце 50-х — начале 60-х гг. наряду с Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального общества.

В историю социологии вошел как автор концепции «стадий экономического роста».

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: 1) «традиционное общество» — аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем науки и техники; 2) «переходное общество» — период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «новых типов предприимчивых людей», выступающих как движущая сила общества, рост «национализма», стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); 3) стадия «сдвига» (take-off) — период «промышленной революции», ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу, Англия находилась в конце XVIII в. Франция и США — в середине XIX в., Германия — во второй половине XIX в., Россия — в 1890—1914 гг., Индия и Китай — с начала 50-х гг. XX в.); 4) стадия «зрелости» — индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60—90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу, для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50—60 лет); 5) эра «высокого массового потребления» — основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Ростоу как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из современной социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.