Рембрандт Харменс ван Рейн. Рембрандт и его жена Саския. 1636

Для истории гравюры имя Рембрандта не менее важно, чем для истории живописи. Любимой техникой художника был офорт, которым он занимался в течение всей жизни. Его интерес к графике неотделим от живописного дара, нередко его ранние офорты выступали в качестве предварительных вариантов для последующих живописных полотен, а в поздние годы мастер возвращается к темам и сюжетам, отраженным ранее в картинах, и претворяет их в гравюрах с большей глубиной и трагизмом.

Офорты голландского мастера охватывают многие темы и образы, как гравер он обращался к пейзажам и жанровым сценам, особую страницу рембрандтовской графики составляют религиозные сюжеты. К числу любимых жанров принадлежит и портрет, Рембрандт создал целую серию графических изображений своих современников. Отдельного внимания заслуживают его автопортреты. В ранних офортах перед зрителем предстает сердитый молодой человек с буйной шевелюрой. В середине 30-х годов Рембрандт все чаще изображает себя вместе со своей молодой женой - Саскией.

В 1636 году художник создает небольшой офорт "Рембрандт и его жена Саския", в котором сумел передать целую гамму чувств, волнующих автора и его супругу. На первом плане изображен сам автор, он занят работой, на столе лежит лист бумаги с неоконченным рисунком, в руке мастера карандаш. Взгляд Рембрандта сосредоточен, выражение лица строгое. Пышные одежды - широкополая фетровая шляпа с пером, рубашка с воротником апаш и камзол с меховой оторочкой - вступают в противоречие с будничным мотивом. Фигура Рембрандта создается автором с помощью резкого контраста между небольшими освещенными участками и обширными темными пятнами. Так, лицо художника почти все находится в тени, падающей от полей шляпы. Подобный прием, характерный для голландского мастера и в живописи, позволяет внести в произведение ощущение тревожности и волнения, внутренней напряженности героя.

При создании образа Саскии автор использует разнообразные линии, которые возможны в технике офорта: длинные волнистые линии, короткие энергичные штрихи, легкие пунктирные прикосновения. Фигура героини, в отличие от ее супруга, почти вся освещена ярким светом, ее эмоции более ясно выражены: ее брови сердито сдвинуты, губы плотно сжаты, она выглядит не очень довольной. Композициярешена таким образом, что герои отделены друг от друга столом, их взгляды направлены в разные стороны. Наряду со светотеневым противостоянием подобное построение только усиливает ощущение разобщенности героев, возможно, они находились в ссоре. Стоит вспомнить различные варианты портретов Рембрандта со своей женой, в минуты счастья они представляли единое целое - как изображено в знаменитом дрезденском "Автопортрете с Саскией на коленях". Но даже такая хмурая Саския дорога автору, который пишет и рисует ее в эти годы очень часто.

Офорт "Рембрандт и его жена Саския" был выполнен в период, который принято в литературе именовать "периодом бури и натиска". Графические листы этих лет отличаются стремительностью и динамизмом, даже при отсутствии внешнего действия. Это были самые счастливые и успешные годы для Рембрандта, каждая его работа источает жизненную энергию и восхищение окружающим миром. Техника офорта помогала Рембрандту наиболее полно выразить свои замыслы. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности офорта и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения.

К офорту, как правило, обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике офорта возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати. Так, офорт дает возможность получать различные оттиски с одной пластины. "Капризы" травления и печати, как и всей технологии офорта, дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. К тому же, офорт располагал к неторопливому, интимному общению со зрителем, что для искусства Рембрандта было необходимым качеством.

Справочная информация

Офорт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально "крепкая вода") - разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XVI века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева