Серебрякова. Автопортрет с дочерьми.


       Автопортрет написан в июле-августе 1921 года (надпись на обороте холста) и представлен на выставке ОПХ в г.Петрограде, а в октябре этого же года передан Рыбинскому музею в дар от ОПХ. Это время очень трудное в жизни Серебряковой. Оставшись вдовой с четырьмя детьми и матерью, она в 1920 году с семьей переезжает из Харькова в Петроград. Живет в квартире деда Н.Бенуа, ставшей коммунальной. Не взирая на житейские трудности, художница не расстается с кистью, создавая в этот момент камерные работы - портреты, натюрморты, композиции на тему балета. В начале 1920 годов Зинаида Евгеньевна, по словам подруги Галины Тесленко, "выглядела значительно моложе своих лет, и ее лицо поражало свежестью красок. Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности".
       Изображенные рядом с матерью девятилетняя Татьяна и восьмилетняя Катерина (как и ее сыновья Александр и Евгений) были постоянной моделью для живописца. Она зарисовывала их, как свидетельствуют записи в ее альбомах, на двенадцатый день рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. А едва дети подрастали, изображала как они начинают ползать, ходить. Художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Эти зарисовки выливались в законченные произведения.
       Людей, знавших детей Серебряковой, всегда восхищала их красота. "Младшая, Катенька, - хрупкая фарфоровая статуэтка с золотистыми волосами, нежным личиком восхитительной окраски. Вторая, Тата, поражала своими темными материнскими продолговатыми глазами, живыми, блестящими, радостными. Она была шатенка и тоже с великолепными красками лица".
       На протяжении всей жизни художница постоянно обращается к любимому жанру - автопортрету. Ее героиня менялась - легкая, радостная, беспечная ("За туалетом", 1909), с возрастом приобретала мудрость, наполняясь светлой гармонией и материнской нежностью.
       Неоклассические тенденции начала 20 века ярко проявились в творчестве Серебряковой. Простота и ясность композиции, уравновешенность ее частей - полуфигуры, заполняющие почти все пространство холста, вписаны в треугольник - придают картине целостность и законченность, подчеркивая главную мысль произведения - единение матери и детей. Некоторая внешняя статичность, фрагментарность композиции (срезанные краем картины фигуры девочек) не противоречат живому чувству, с которым прильнули к матери ее дочери. Плавный ритмический строй выражен в жестах рук и складок одежды. Движение правой руки Татьяны, обнимающей мать, повторяется в движении правой руки матери, обнимающей Катю, линия левой согнутой руки Татьяны созвучна рисунку левой руки Серебряковой, откликаясь в формах фигур и одежды. Все это усиливает ощущение внутренней духовной наполненности героинь, буквально излучающих силу любви к жизни, радость бытия.
       Колорит построен на сочетании холодных и теплых тонов. Звучный синий цвет ультрамарина, цвет небесной чистоты, обобщенно прописанных как бы акварельными размывками одежд изображенных и фона (дань импрессионистической живописи) подчеркивает нежность и теплоту персиковой кожи лиц, выписанных многослойно, с видимой фактурой мазка кисти, что концентрирует внимание на их проникновенно-одухотворенном выражении.