Э. Мейссонье. Воин. 1857

Жан Луи Эрнест Мейссонье относится к числу художников, вызвавших своим творчеством полярно противоположные оценки как современников, так и потомков. Величайшая тщательность и детальность исполнения его картин у многих вызывала восхищение и рядом с именем художника можно было увидеть слово "гениальный". Другие видели в этом "мелочность", "маниакальную тщательность", "фотографизм мельчайших деталей". Русский художник И.Н. Крамской поражался тому, сколько времени тратит этот живописец на выписывание незначительных деталей картины, например, пуговиц. Эдгар Дега называл его "великаном среди пигмеев". Но Мейссонье понимал свою задачу, как возрождение мастерства художников предшествовавших веков и считал важным достоинством картины законченность исполнения.

Э. Мейссонье родился в Лионе, его отец торговал бакалейными изделиями. Художник рано стал известен благодаря своим иллюстрациям к переизданию произведений известного французского писателя ХVIII-начала ХIХ века Бернардена де Сен-Пьера. Эта работа пристрастила Мейссонье к изучению исторического костюма. Художник сопровождал императора Наполеона III в итальянской кампании, работал над серией картин о Наполеоне I. Он исполнил ряд крупных исторических и батальных композиций, писал портреты, делал книжные иллюстрации, но особенно прославился, как автор небольших, тщательно выписанных жанровых сцен с фигурами в костюмах ХVII-ХVIII веков.

Воинский костюм персонажа соответствует стилю эпохи тридцатилетней войны "а ла Валленштейн", распространявшемуся из Германии по всей Европе в 1630-1640. Тщательно выдержаны детали: яйцевидный, гребенчатый шлем "морион", страусовое перо, свешивающееся в виде лисьего хвоста, камзол с суживающимися рукавами, кожаная безрукавка, полотняный воротник, чулки, прикреплённые к панталонам подвязками, башмаки с бантами, ножны и шпага. Так выглядели пехотинцы, лучники и мушкетеры. По рассказам современников, художник не мог работать без натуры и для того, чтобы написать батальную сцену зимой, он посыпал пудрой оловянных солдатиков, расставленных в мастерской. Мейссонье пользовался огромной популярностью при жизни и неоднократно получал награды за свои работы. Забвение, последовавшее за чрезмерной славой художника, также было слишком несправедливым.

Справочная информация

Историзм - ретроспективное художественное мышление, с особой силой проявившееся во второй половине Х1Х века, как стремление возродить стили прошлых эпох.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева