ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом

 

 

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

 

Методика обучения решению задач по алгебре и началам анализа в школе с использованием ЦОР в рамках курса «Практикум по решению задач»

 

 

 

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  СД.04  «Практикум по решению задач»

 

                           Специальность:     010100 -   математика

                                                                       (код ОКСО, наименование)

 

 

 

 

 

 

Подпись: Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.



Ставрополь

2008

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

                                              

 

Факультет  Физико-математический

 

Курс  обучения                                        ____5___/_______/________

 

Семестр                                                      ___9____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                              24

В том числе по формам обучения:              очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          _______/____________/_______

- практикум                                   __12___/____________/_______

                        - самостоятельная работа         __12___/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                          __9__сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        ____сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

 

Ставрополь

2008


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

4.4. Коллоквиумы

4.5. Контрольные работы

4.6. Практики

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

10. Индивидуальные творческие задания.

 

1. Общие положения

ЦОР нового поколения смогут стать мощным инструментом педагогической деятельности будущего учителя, который способен повысить качество обучения математике.

Основная цель модуля – разработать методику использования ЦОР, оценив их педагогические возможности, для систематизации и обобщения знаний, лежащих в основе решения задач по алгебре и началам анализа в школе.

Основные задачи модуля:

­        рассмотреть элементы методической системы использования ЦОР для обучения студентов методике решения задач по алгебре и началам анализа;

­        изучить со студентами дидактические возможности использования ЦОР в рассматриваемой образовательной области;

­        изучить со студентами технологические возможности ЦОР;

­        развить у студентов умение эффективно использовать ЦОР для повторения, систематизации и логического упорядочивания  рассматриваемой части школьного курса математики.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

Модуль используется при изучении дисциплины «Практикум по решению задач» СД.04, которая относится к числу специальных дисциплин блока дополнительной квалификации «Преподаватель» и предназначена для студентов 5 курса специальности 010100 - «Математика».

В результате изучения УМ студенты должны уметь:

 - использовать ЦОР на различных этапах дидактического цикла образовательного процесса по указанному модулю;

 - планировать и проводить учебные занятия по указанным темам курса математики с использованием ЦОР с учетом их педагогических возможностей, а также специфики тем и разделов программы и учебного плана;

 - реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию,  проблемное обучение и метод проектов;

 - контролировать качество знаний обучаемых с помощью компьютерных тестов;

 - использовать образовательные ресурсы Интернет при изучении модуля;

 - организовывать самостоятельную работу студентов в ИКТ-насыщенной образовательной среде;

- использовать ЦОР при обучении решению: задач медом интервалов;    различных уравнений методами: разложение на множители, ведение новой переменной (подстановки), замены уравнения ƒ(u) = ƒ(v) уравнением u=v; неравенств, систем уравнений и неравенств; задач на геометрический смысл производной функции; задач на нахождение наименьшего и наибольшего значений функций.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля/курса

Приводится распределение часов учебного модуля/курса по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

 

 

 

 

 

Лабораторные занятия

 

 

 

 

 

Практические занятия

12

12

1,5

 

 

Самостоятельная работа

12

12

1,5

 

 

Рекомендации:

Разработать систему оценки успеваемости студентов по модулю с учетом трудоемкости изучения курсов и их объема за период обучения

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю/курсу

4.1. Лекционные занятия

п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия, семинары

п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Использование ЦОР при изучении темы «Метод интервалов».

 

2

 

 

2.

Использование ЦОР при решении различных уравнений, неравенств и их систем.

 

8

 

 

3.

Использование ЦОР при решении задач начал анализа «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции», «Применение производной к исследованию функций».

 

2

 

 

 

Всего

 

12

 

 

4.2.2. Лабораторные занятия.

п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

9.

 

 

10.

 

 

11.

 

 

12.

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

15.

Курсовой проект «Методика проведения телекоммуникационного проекта по обучению решению задач алгебры и начала анализа»

Курсовой проект «Использование образовательных ресурсов Интернет при обучении началам анализа в средней школе».

Курсовой проект «Компьютерное тестирование для проверки качества знаний по теме «Решение уравнений, неравенств и систем»» в школьном курсе математики».

Курсовой проект «Использование ЦОР для развития творческих способностей учащихся на примере изучения алгебры в школьном курсе математики»

Курсовой проект «Методика использования ЦОР в ИКТ насыщенной образовательной среды на примере изучения алгебры в школьном курсе математики».

Курсовой проект «Использование телекоммуникационных проектов при решении уравнений и неравенств»

Курсовой проект «Использование телекоммуникационных проектов при решении задач начала анализа»

Курсовой проект «Образовательные ресурсы Интернет по алгебре и началам анализа».

Курсовой проект «Разработка педагогических сценариев к ЦОР по изучению алгебры».

Курсовой проект «Разработка педагогических сценариев к ЦОР по изучению начал анализа в школе».

Курсовой проект «Дидактические основы использования ЦОР в образовательной области «Математика»».

Курсовой проект «Технологические основы использования ЦОР в образовательной области «Математика»»

Курсовой проект «Совершенствование образовательных технологий и развитие творческой активности  учащихся на базе ЦОР при изучении начала анализа в школе».

Курсовой проект «Технологические основы использования ЦОР при обучении решений уравнений, неравенств и их систем».

Курсовой проект «Сетевые технологии необходимые для использования ЦОР при обучении математики в школе (на примере указанных тем)».

 

2

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

4.2.4. Коллоквиумы

п/п

Тема,

выносимая на коллоквиум

неделя семестра, на которой

проводится коллоквиум

 

 

 

В качестве приложения к разделу могут быть приведены темы реферативных работ.

4.3. Практики

Приводится перечень учебных практик по дисциплине.

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

  Приводится краткое содержание лекционного материала дисциплины/модуля/спецкурса отдельно по каждой теме.

6. Литература (основная и дополнительная).

6.1. Основная.

1. Брановский Ю.С. Электронный репетитор по математике. - Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 124с.

2. Иванов О.А. Практикум по элементарной математике. - М.: Физматлит, 2004. – 320 с.

3. Лаппо Л.Д. Математика. Эффективная методика - М.: Экзамен, 2005. - 384 с.

4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.

5. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. – Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003.-192с.

7. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. Газета «Информатика». Приложение «Жаркое лето 2003».

6.2. Дополнительная.

1. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике. 11 кл. - Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1991. -384 с

2. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. - М.: Просвещение, 1995. - 239 с.

3.  Кочагин В.В. Математика. Репетитор. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. - 240 с.

4. Брановский Ю.С., Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику). – Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 88 с.

5. Булин-Соколова Е.И. Цифровые инструменты информатизации школы. - Вопросы  образования, 2005, №3

6. Булычев В.А. Электронно-цифровые средства обучения: идеология, создание и применение. – Вестник Калужского  университета, 2006, №1, с. 41-49.

7. Диков А.В. Метод проектов в сети Интернет.//Педагогическая информатика, №1 – 2005.

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

[53] Электронное издание «Математика, 5-11 класс. Практикум» (ООО «Дрофа»)

1 CD

электронный

2

[54] Электронное издание «Математика, 5-11 класс» (ЗАО «1С»)

2 CD

электронный

3

[66] Открытая Математика 2.6. Функции и графики (ООО «Физикон»)

1 CD

электронный

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Контрольные вопросы, тесты и задания по каждой теме модуля (текущий контроль), контрольные работы (промежуточный контроль), а также вопросы к зачету и интегрированный зачетный тест (итоговый контроль).

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.

На практических занятиях предполагается индивидуальная или  групповая работа студентов с  ЦОР непосредственно на компьютере, являющимся узлом сети с выходом в Интернет.

В качестве общедидактической основы теории обучения математике при проектировании рассматриваемых ЦОР можно принять современную дидактическую систему проблемного обучения, которая строится на базе известных принципов дидактики, дополненных принципом проблемности обучения, согласно которому процесс обучения протекает как создание и снятие последовательности проблемных ситуаций.

При обучении модулю используются проектно-групповая модель и модель индивидуальной деятельности, которые наилучшим образом реализуются при использовании компьютеров.

10. Индивидуальные творческие задания.

В учебно-методических материалах по некоторым темам модуля показывается необходимость использования возможностей электронной почты и Интернета в рамках лаборатории педпроектирования и других компьютерных классов университета для выполнения индивидуальных творческих заданий.

  Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 010100 – «Математика».

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом и утверждена на 2006/2007 учебный год.

Протокол №  1 от «31» августа 2006 г.

 

Заведующий кафедрой _________________      доктор  педагогических наук, профессор          Брановский Ю.С.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ставропольский государственный университет

 

Кафедра информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю:

 «Методика обучения решению задач по алгебре и началам анализа в школе с использованием ЦОР»

 

Специальность         010100 - «Математика»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Электронный репетитор по математике.

Брановский Ю.С.

Учебное пособие

Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 124 с.

2. Практикум по элементарной математике

Иванов О.А.

Монографическое издание

М.: Физматлит, 2004. – 320 с.

3. Математика. Эффективная методика

Лаппо Л.Д.

Монографическое издание

М.: Экзамен, 2005. - 384 с.

4. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем

Башмаков А.И., Башмаков И.А.

Монографическое издание

М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.

5. Введение в педагогическую информатику

6. Информационные технологии в образовании..

 

 

7.. Педагогический дизайн.

 

Брановский Ю.С.

 

Захарова И.Г.

 

 

 

Уваров А.Ю

Учебное пособие

 

Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

Статья

Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.

 

М.: «Академия», 2003.-192с

 

Газета «Информатика». Приложение «Жаркое лето 2003».

Дополнительная литература

1. Факультативный курс по математике. 11 кл.

Шарыгин И.Ф., Голубев В.И.

Учебное пособие

М.: Просвещение, 1991. -384 с

2. Тысяча проблемных задач по математике.

Лоповок Л.М.

Монографическое издание

М.: Просвещение, 1995. - 239 с.

3. Математика. Репетитор.

Кочагин В.В.

Монографическое издание

М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. - 240 с.

4. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику)

5..Цифровые инструменты информатизации школы.

 

6..Электронно-цифровые средства обучения: идеология, создание и применение.

 

 

7. Метод проектов в сети Интернет.

 

 

Брановский Ю.С.,

Молчанов А.С.

 

 

Булин-Соколова Е.И

 

Булычев В.А

 

 

 

 

Диков А.В.

Учебное пособие

 

 

 

Статья

 

 

Статья

 

 

 

 

Статья

Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 88 с.

 

 

Вопросы  образования, 2005, №3

Вестник Калужского  университета, 2006, №1, с. 41-49.

 

Педагогическая информатика, №1 – 2005