А.А. ИВАНОВ. ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ. 1850-е

Акварель принадлежит к циклу «Библейские эскизы», над которыми А.А. Иванов работал в 1850-е годы. «Библейские эскизы» с полным основанием могут считаться вершиной творчества художника. По словам В.В. Стасова именно они «составляют главное его [Иванова] право на бессмертие». Основой для «библейских эскизов» стала книга немецкого философа Д.Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса». Иванов задумывает грандиозный цикл более чем из пятисот сюжетов, к двумстам из которых он выполнил акварельные эскизы. По замыслу художника, фрески, написанные по этим эскизам, должны были располагаться в специально построенном здании и отражать в художественных образах всю историю человечества в его умственном, духовном и нравственном развитии. В «Библейских эскизах» присутствуют как ветхозаветные, так и новозаветные сюжеты. Новозаветный цикл отличается большей экспрессивностью и драматизмом.

Сюжет акварели заимствован из Евангелия от Матфея (14: 22–34). Апостол Петр, находящийся в лодке среди других учеников Христа, увидев идущего по волнам Иисуса, обратился к нему: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих».

Контуры фигур в акварели оказываются лишь едва намеченными. Не закрашенная часть листа напоминает силуэт накренившейся лодки. Как и в других эскизах этой серии, совершенно особую выразительную роль здесь играет свет, который теряет свою реальную основу и становится мистическим – ярким, сияющим, белым. Он пронизывает все пространство листа, создавая ощущение чуда.