Ф.П.Толстой. Избиение женихов Пенелопы. 1820

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

Наибольшую известность Федору Толстому как мастеру рельефа принесли созданные им в 1816 году четыре композиции на сюжеты поэмы Гомера "Одиссея". В эпоху расцвета классицизма произведения древнегреческой литературы были настольной книгой в каждом дворянском доме, гомеровские герои были близки и понятны, они стали частью культурного контекста русского общества первой половины 19 века. В эти годы поэмы переводятся на русский язык, сначала Н.И. Гнедич перевел "Илиаду", позже В.А. Жуковский стал автором русского перевода "Одиссеи". Поэма о мудром царе Итаки, о его странствиях, о стремлении обрести утраченное счастье в родном доме, о верности его жены и сына волнует читателей всех эпох и народов до сих пор.

Федор Толстой был одним из самых преданных поклонников Гомера, тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности. Мастер, приступая к созданию барельефов, остановился на самых драматических эпизодах поэмы. Все произведения связаны между собой сюжетной канвой и представляют полный эмоционального накала рассказ о судьбе и поступках героев - Одиссея, Телемаха, Пенелопы.

Третий рельеф серии "Избиение женихов Пенелопы" посвящен мести Одиссея. Автор здесь представляет экспрессивную сцену гибели незваных гостей царя Итаки. На этот раз композиция рельефа состоит из двух неравных частей. Слева изображены действующие в едином порыве Одиссей и Телемах, оба полны беспощадной решимости, их жесты резки и энергичны, лица непреклонны. Одиссей мощным движением натягивает тетиву лука, который кроме него никто не мог согнуть. Его разящая стрела настигает надменных воинов, они растерянно мечутся вокруг стола, за которым еще недавно беспечно веселились. В их рядах нет единства, их группа распадается на отдельные фигуры, подчиненные разному ритму. Наибольшее впечатление производит пронзенное стрелой обнаженное тело Антиноя, распростертое на первом плане. Автор внимательным взором отмечает приметы хаоса и смятения - брошенная певцом Фемием лира, лежащие на полу ножны и шлемы, упавшие на бок кувшины и килики, свисающая со стола кисть винограда.

У Гомера читаем:

Выстрелил, грудью подавшись вперед, Одиссей, и пронзила
Горло стрела; острие смертоносное вышло в затылок;
На бок упал Антиной; покатилася по полу чаша,
Выпав из рук; и горячим ключом из ноздрей засвистала
Черная кровь; забрыкавши ногами, толкнув от себя он
Стол и его опрокинул; вся пища (горячее мясо,
Хлеб и другое), смешавшись, свалилася на пол. Ужасный
Подняли крик женихи, Антиноя узрев умерщвленным.
Всею толпою со стульев вскочили они и, глазами
Бегая вкруг по стенам обнаженным, искали оружья -
Не было там ни щита, ни копья, заощренного медью.
(Перевод В.А. Жуковского)

Барельефы Толстого к "Одиссеи" занимают особое место в истории русской скульптуры. Они являются самостоятельными произведениями, не связанными с архитектурой, подобно станковым живописным картинам. Они выполнены на грани законов скульптуры и живописи, автор создает в них ощущение глубины, разрушая плоскостность, свойственную рельефу. Для этого Толстой варьирует высоту рельефа в зависимости от членения на планы или от смысловых акцентов, расставленных в композиции произведения. К числу неоспоримых достоинств рельефов относятся умелое распределение фигур, их гармоничное соотношение, красота и выразительность линий, точность моделировки человеческих тел, движений, жестов, пластики, а также знание изображаемой эпохи.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа является низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Гомер - первый из древних авторов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта, среди них Смирна и Хиос в Малой Азии. Точно так же античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые делают его современником Троянской войны (начало 12 в. до н.э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине 9 в. до н.э. Современные ученые склонны относить его деятельность к 8 или даже 7 в. до н.э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.

Избиение женихов Пенелопы. Взял Одиссей свой лук и начал внимательно осматривать его; так осматривает свою кифару певец, готовясь начать песнопение. Без малейшего труда согнул Одиссей свой лук и натянул тетиву, затем попробовал пальцем, туга ли она. Грозно зазвенела тетива. Побледнели женихи. Грянул с неба раскат грома - то Зевс подал знак Одиссею. Радость наполнила его сердце. Взял Одиссей стрелу и, не вставая со своего места, пустил в цель. Все двенадцать колец пролетела стрела. Сбросил свое рубище Одиссей, встал на пороге в самых дверях, высыпал из колчана стрелы на пол у своих ног и крикнул женихам: - В первую цель попал я удачно! Теперь я избрал новую цель, в которую еще никто не посылал стрелы. Мне поможет стреловержец Аполлон попасть в нее! Так воскликнув, пустил Одиссей стрелу в Антиноя. Попала ему в горло стрела и пронзила его насквозь как раз в ту минуту, когда Антиной собирался выпить чашу вина. Пошатнулся Антиной, обливаясь кровью, толкнул он стол, опрокинул его и упал мертвым. Вскочили с криком женихи. Один за другим падали сраженные насмерть воины. Вдруг потрясла Афина над их головой своей страшной эгидой. В ужасе они стали как безумные метаться во все стороны; так мечутся по пастбищу быки, когда жалят их летом целые рои оводов. Подобно соколам, бьющим голубей, избивали врагов Одиссей, Телемах, Эвмей и Филотий. Страшный крик подняли гибнущие женихи. Нигде не могли они укрыться. Подбежал к Одиссею Лейод и стал молить его о пощаде, но не внял его мольбам Одиссей и ударом меча отрубил ему голову. Только певца Фемия, певшего против своей воли женихам, пощадил Одиссей по просьбе Телемаха. Стал осматриваться Одиссей, не остался ли еще кто-нибудь из женихов, но уже все они были убиты, ни один из них не спасся.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева