Виллебортс Босхарт Томас. Венера, оплакивающая смерть Адониса. 1642-1650

Эффектные многофигурные композиции на мифологические сюжеты пользовались большой популярностью в эпоху барокко. Мифологические сюжеты позволяли воплотить самые характерные черты стиля барокко - многообразие и изменчивость окружающего мира, динамизм и пышность форм.

К изображению мифологических сцен постоянно обращался известный фламандский художник Томас Виллебортс (Босхарт). Он жил и работал в Антверпене, где создавал многочисленные религиозные композиции для церквей и монастырей, но еще больше для свободного рынка и светских частных заказчиков. Во второй половине 1630-х Босхарта привлекал к сотрудничеству, для создания большого мифологического цикла, П.П. Рубенс. И хотя Рубенс оказал большое влияние на этого художника, но еще сильнее Босхарта восхищало творчество другого именитого фламандца - Антониса Ван Дейка. Т.Босхарт сумел основательно освоить особенности "аристократического" стиля Ван Дейка. и использовать их в своем творчестве. Высокое живописное мастерство Босхарта, а также его сходство с Ван Дейком привлекали к нему самых высокопоставленных представителей знати.

С 1641 по 1654 Виллебортс пишет, по заказу правителя Гааги, принца Фредерика Генриха Оранского, цикл картин на тему "Венера и Адонис" - для украшения его загородной резиденции близ Гааги. Композицию "Венера, оплакивающая смерть Адониса" Босхарт повторял несколько раз. Первый, подписанный вариант находится сейчас в замке Ягдшлосс Грюневальд в окрестностях Берлина". Композиция эта пользовалась такой популярностью, что ее неоднократно повторял как сам Босхарт, так и его ученики и последователи.

История любви богини любви и красоты Венеры к прекрасному юноше Адонису описана в "Метамарфозах" Овидия. Этот сюжет привлекал многих художников и поэтов. Адонис был рожден от кровосмесительной любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры. Из-за случайной царапины от стрелы Амура Венера воспылала к Адонису безнадежной страстью.

Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера - Адонис был убит диким вепрем. Когда Венера услышала стон умирающего Адониса, было уже слишком поздно. Безутешна в своем горе Венера, безутешен и маленький бог любви Амур. Именно драматизм этой сцены так привлекал к ней художников эпохи барокко, которые стремились передать сильные чувства, переживания героев, выражая их посредством театрализованных поз, жестов, мимики. Фигуры Венеры, Амура и тело мертвого Адониса композиционно объединены в почти равнобедренный треугольник, создающий ощущение ясности, монументальности, гармонии, свойственные классическому искусству. Но эта гармония разбивается изломанными линиями внутри треугольника, образуемыми жестами и положениями тел. Ощущение напряжения и драматизма поддерживается также колоритом картины, построенным на контрасте красного и голубого, теплого и холодного цветов.

Справочная информация

Адонис - по греческому мифу - сын Кинира, первого царя Кипра, от его собственной дочери Мирры. Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита (у римлян - Венера), которая оплакивает его, убитого на охоте за вепрем; труп Адониса обращается в цветок. У финикиян Адонис - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Греции праздник Адониса в средине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящен плачу по умершему богу, символизирующему увядание природы. Миф о смерти Адониса, который оплодотворил своей кровью землю, составлял часть ежегодных ритуалов плодородия, общих для древних цивилизаций Древнего Востока. В некоторых культах разбрызгивание жертвенной крови считалось актом оплодотворения Земли.

Амур (Купидон, Эрот ) - сын Венеры, в древнегреческой и древнеримской мифологии божество любви, олицетворение любовной страсти. В искусстве, начиная с эпохи эллинизма, Амур часто изображался юным, шаловливым с золотыми крылышками, луком, колчаном и стрелами, которые неотвратимо поражали и людей, и самих богов, вселяя в них любовную страсть.

Баро?кко (итал. barocco - "странный", "причудливый"; порт. perola barroca - "жемчужина неправильной формы"; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.

Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, подчеркнутый драматизм, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Венера - римская богиня, отождествляемая с греческой Афроди?той - богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Родилась около острова Кифера из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принёс её на остров Кипр, где она вышла из морских волн. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных, безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Колорит (от лат. color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Овидий, Публий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 г. до н.э. - 17 или 18 гг. н.э.), римский поэт. Шедевром Овидия стала поэма "Метаморфозы" ("Превращения")". В 15 песнях "Метаморфоз" (Metamorphoses) повествуется о различного рода мифических превращениях, начиная с создания мира из хаоса и вплоть до апофеоза Юлия Цезаря, душа которого, согласно распространенному поверью, переселилась в комету. Поскольку метаморфозы (превращения) так или иначе входят в большинство греческих мифов, поэма превратилась в свод греческой мифологии.

Фламандская школа - после поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева