МУЗЕИ (от греч. museion – храм муз) – учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. – кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах – сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17–18 вв. формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев. См. также МЕДИЧИ.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17–18 вв. – например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764–1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов – Старый музей в Берлине, 1824–1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

В музееведение входят теория музейного дела, музееведческая историография, источниковедение, научные методы музееведческого исследования. Музееведение связано с общественными и естественнонаучными дисциплинами – историей, археологией, этнографией, литературоведением, зоологией, геологией, искусствознанием и др. В своей работе музееведы используют опросы, социологические наблюдения; методы естественных наук – сравнительную типологизацию, научное документирование, а для консервации и реставрации отдельных древних экспонатов – химический анализ, рентгенографию и спектрографию.

Цель музееведческого исследования первоисточника, или музейного предмета, – не только отобрать предмет в соответствии с профилем музея, всесторонне описать и определить режим хранения или методы консервации и реставрации, но и выявить его коммуникативные и экспрессивные возможности. Затем, учитывая эмоциональный заряд, который он несет в себе, – подготовить к экспонированию и участию в научном и образовательно-воспитательном процессе.

По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них – международный журнал «Museum», издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы «The Museum Journal» (Великобритания), «Museums» (США), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие», «Труды НИИ культурологии» (Россия) и т.д.

Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также – на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические. К искусствоведческим – музеи изобразительного и прикладного искусства – художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. К техническим – политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д. К музеям естественнонаучного профиля – зоологические, ботанические, геологические и т.п. Особую группу составляют мемориальные музеи. Широко распространены краеведческие комплексные музеи, сочетающие историческую и естественнонаучную специализации для конкретной местности.

Современные музеи в оформлении и архитектуре все чаще стараются отразить специфику своих коллекций, национальные традиции, особенности местности и т.д. Так, новое здание Исторического музея в Ганновере включает руины средневековой крепости, а уступчатый план и малая этажность подчинены пространственному строению средневековой улицы – 1967, архитектор Эстерлен. Общая черта архитектуры современных музеев – стремление гибко использовать внутреннее пространство и возможность трансформации основных помещений – была удачно применена при организации Музея живописи Д'Орсе в Париже в здании бывшего железнодорожного вокзала.

Современный мемориальный музей – это сложный комплекс, состоящий из мемориальной зоны и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого отражают основную идею музея. В музеях под открытым небом для размещения построек выбирают участки, наиболее отвечающие представлениям об особенностях национального пейзажа. Пространственная композиция территории должна этнографически воспроизводить народные традиции и приемы планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и других сооружений – музеи под открытым небом в Кижах, под Ригой, Киевом и т.д.

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тыс. учреждений. Больше всего музеев в США – около 2000, в Италии – примерно 1500, во Франции, Германии и России – свыше 1000, в Великобритании – около1000. Развивающиеся страны Азии и Африки активно создают национальную музейную сеть, призванную содействовать развитию национального самосознания и охране культурно-исторических ценностей. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), в который входят национальные комитеты музеев, в том числе российский комитет.

В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.

Первый русский публичный музей – Кунсткамера открылся в Петербурге в 1719. Для него в 1719–1734 был специально построен комплекс зданий – архитектор Маттерови. Основу коллекции нового музея составили коллекции Петра I – оружие разных времен и народов, различные редкости – картины, гравюры, предметы, найденные кладоискателями, а также станки, приборы, инструменты в духе 15 в. Хранились здесь и первые естественнонаучные коллекции, в том числе коллекция заспиртованных уродцев, из-за которой музей пользовался в народе дурной славой. Позднее Кунсткамера переходит в ведение Академии наук и становится крупным научным учреждением, не прекращая своей просветительской деятельности.

В 1819 вв. в Петербурге начинают формироваться коллекции Эрмитажа, Артиллерийского и исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму.

В 19 в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д. К октябрю 1917 в России работало свыше 150 музеев. В Москве были открыты Российский исторический музей, Политехнический музей, на основе обширного собрания русской живописи купца Третьякова – Третьяковская галерея. В Петербурге открыли Сельскохозяйственный музей, активно шло формирование императорской и частных коллекций.

После революции Постановлениями СНК РСФСР 1917–1918 крупнейшие частные музеи были национализированы, установлен порядок охраны памятников, порядок постановки их на учет – стала формироваться единая государственная сеть музеев. В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 – Музейный отдел, в ведение которого перешли все музеи. После революции, помимо организации новых музеев на основе частных и императорских собраний, появились и музеи нового профиля, прежде всего – историко-революционные. Только за 1918–1923 было создано более 250 новых музеев.

В 1941 в СССР действовал уже 991 государственный музей. После войны сеть музеев была восстановлена и расширена. Много музеев появилось в союзных республиках, где раньше их не было вообще или имелись единичные коллекции. Кроме того, создавались народные музеи, работающие на общественных началах. В 80–90-е появляются музеи нового типа – посвященные отдельным предметам или необычным событиям, вызывающим интерес у посетителей, например, Музей мыши в г. Мышкин, музей затопленного города – Малога в Поволжье, Музей вина и т.д.

Музейное дело в России пользуется уважением и государственной поддержкой. Несмотря на финансовые трудности, отечественные музееведы стараются продолжать лучшие традиции российских коллекционеров.

Литературные музеи – музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса.

Прообразами литературных музеев можно считать хранилища древних и церковных рукописей в соборах и монастырях, а также собрания частных, государственных и церковных библиотек.

Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории.

Современные литературные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, подготавливая экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов. Кроме того, литературные музеи организуют лекционную работу, устраивают встречи посетителей с видными деятелями литературы и искусства.

По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в МосквеГЛМ и Музей института русской литературы в ПетербургеПушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.

Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель.

В литературно-музейном деле существует и иное направление – музеи литературных героев. Это Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, Музей мадам Бовари во Франции и т.д. В нашей стране на станции Выра открыт Музей станционного смотрителя Вырина из пушкинских Повестей Белкина – восстановлен ямской двор со всеми постройками, в комнате смотрителя – предметы быта начала 19 в.

Все чаще литературные музеи добавляют к своему названию словосочетание «культурный центр». И, как очаги культуры, способствуют деятельности литературных объединений, поэтических кружков, организуют в своих стенах литературно-музыкальные концерты, вечера поэзии и презентации новых книг

Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в 19 в. В Великобритании это было связано с именами Вальтера Скотта и Уильяма Шекспира. В России идея создания. литературного музея впервые стала обсуждаться в 1837 после трагической гибели А.С.Пушкина. Однако только в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная в 1889 в музей Пушкина, а в 1908 – открыт Музей Пушкина в с. Михайловском.

Музеи, посвященные А.С.Пушкину Самая обширная сеть историко-мемориальных литературных музеев в России посвящена Пушкину. Основные мемориальные места, связанные с его именем, это музей Пушкина в Петербурге, музей-заповедник в Михайловском и музей Пушкина в Москве.

На базе юбилейной Пушкинской выставки 1937, открытой в Москве в помещении Исторического музея, в 1938 был основан Пушкинский литературный музей в Петербурге. В 1949–1951 он размещался в Александровском дворце г.Пушкин. В 1951–1963 – в помещении Эрмитажа, где его экспозиция занимала 17 залов. Были представлены исторические документы, мемориальные вещи, предметы бытовой обстановки пушкинской эпохи, издания сочинений поэта, произведения мастеров 19 в. Новая экспозиция музея была открыта в 1967 рядом с лицеем в 27 залах бывшего Церковного флигеля Екатерининского дворца г.Пушкин.

Музей-квартира Пушкина в Петербурге на набережной Мойки 12. Здесь поэт жил с семьей с 1836 и в 1837 после роковой дуэли скончался. Перед открытием музея в 1926 была проведена значительная реконструкция и реставрация. В кабинете экспонируются подлинные вещи – письменный стол, кресло, перо, чернильница, трубка, сабля и т.д. Здесь же находится библиотека Пушкина, составленная из дуплетных экземпляров (их подлинники вместе с рукописями поэта находятся в Пушкинском доме РАН).

Музеи Пушкина в Царском Селе (г.Пушкин) – прежде всего мемориальный музей-лицей в здании Царскосельского лицея: актовый зал, аванзалы, библиотека и комнаты 4-х воспитанников. Экспозиция знакомит с историей здания, лицейскими годами Пушкина, его окружением. Кроме того, в г. Пушкин находится мемориальный музей-дача, открытый в 1959 в доме Китаевой, где поэт провел с женой лето 1831.

Музей Пушкина в Москве основан в 1957 в усадьбе Хрущевых-Селезневых на Пречистенке. Открыт для посетителей в 1961. Книжные фонды составляют около 50 тысяч изданий Пушкина от прижизненных до современных. Фонды также содержат портреты поэта, его современников и мемориальные предметы. Постоянно экспонируется Библиотека русской поэзии – уникальное собрание первых изданий русских поэтов, начиная с 18 в., принадлежавшее проф. Розанову и переданное в дар музею его вдовой.

Связаны с пребыванием Пушкина Кишинев, Одесса – места южной ссылки; Михайловское, Болдино, Полотняный Завод, Псковская область, а также Екатеринослав, Таганрог, Ростов, Новочеркасск, Ставрополь, Тамань, Керчь, Гурзуф, Феодосия и южный берег Крыма – Ялта., Мисхор, Симеиз, Гурзуф, Бахчисарай, где он побывал с семьей Раевского в 1820. Кроме того, это Урал и Поволжье, куда Пушкин ездил за материалами о Пугачевском восстании. В этих местах установлены памятники поэту, мемориальные доски, открыты музейные экспозиции.

Пушкиногорский музей-заповедник в Псковской области. На территории 25 кв. км расположены Святогорский монастырь, где находится могила поэта, и три музея-усадьбы. В родовом имении Пушкина Михайловском стоит в пятый раз восстановленный господский дом, в котором было написано более 130 стихотворений, несколько глав Евгения Онегина, драма Борис Годунов, поэма Цыганы. Дубы с цепями, камень-указатель на развилке двух дорог, липовая аллея имени Анны Керн – эти новые детали призваны передать атмосферу поэтических образов, окружавших поэта.

Другие литературные музеи России. Мемориальный литературный музей М.Ю.Лермонтова создан в 1883 при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге; а в 1912 открыт Музей Лермонтова в Пятигорске.

Московский Дом-музей Лермонтова (Малая Молчановка 2), здесь он жил с 1829 по 1832. Дом снимала бабушка Лермонтова недалеко от университета, где он учился. Элегантное ампирное убранство и строгий, скромный уют рассказывают об укладе семьи поэта. Сюда приходили его друзья, здесь были написаны более 200 стихотворений, 17 поэм, ранний вариант Демона – больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Две комнаты отведены для демонстрации изобразительных работ поэта – акварели, рисунки, живопись. Одним из инициаторов создания московского музея Лермонтова был И.Андронников.

Музей-заповедник М. Ю.Лермонтова в Тарханах (Пензенская обл.). В селе Лермонтово (бывш. Тарханы) в часовне у церкви Михаила Архангела покоится прах поэта. В центре усадьбы Арсеньевой – бабушки поэта – стоит обшитый тесом дом, в котором Лермонтов жил с 1815 по 1827 и куда приезжал зимой 1835–1836. В окрестностях сохранился и прежний пейзаж, аллеи парка, Большой пруд. В трех километрах – усадьба родственников, «второй дом» отроческих лет Лермонтова.

Значительная часть литературных музеев Москвы и Подмосковья относятся к ведению ГЛМ или являются его филиалами.

ГЛМ – Государственный литературный музей образовался в 1934 в результате объединения обладавшего уникальными собраниями рукописей и книг Центральным музеем художественной литературы, критики и публицистики, основанным В.Д.Бонч-Бруевичем, и литературного музея, существовавшего в 1930–1933 при Всесоюзной государственной библиотеке им. Ленина. См. также БИБЛИОТЕКИ. Под руководством Бонч-Бруевича в 1921–1933 работники музея собирали материалы по истории русской и мировой литературы. За десяток лет была составлена огромная коллекция автографов, документальных источников, иконографических материалов. Собраны многие ценные архивы Пушкина, Тургенева, Л.Толстого, Герцена, Огарева, Карамзина, Тютчева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина, Гончарова и др. В коллекции музея находились архивы академиков Срезневского, Бартенева и др., были приобретены уникальные портреты, гравюры, литографии, художественно-бытовые альбомы, редкие издания 17–18 вв., крупные библиотеки Д.Бедного, Телешова и др., создан фольклорный отдел, собрана коллекция лубков.

ГЛМ стал издавать каталоги фондов, содержавшие научные описания собранных архивов, летописи, в которых публиковались материалы архивов. Первые большие персональные выставки были посвящены Пушкину и Лермонтову и открыты к юбилейным датам 1937 и 1939. В 1937 обширный пушкинский фонд был передан в музей Пушкина в Ленинграде. В 1941 письменные источники были изъяты и переданы на хранение в государственные архивы ЦГАЛИ, которые находились под управлением органов внутренних дел.

После Великой Отечественной войны работники ГЛМ собрали новые фонды – материалы по истории русской и советской литературы. В ГЛМ хранятся 50 тыс. рукописей, редкие книги, прижизненные издания писателей (многие с автографами), журналы, альманахи, газеты, свыше 700 тыс. персональных предметов, лубки, афиши, плакаты, собрание звукозаписи голосов писателей – от Льва Толстого до нач. 21 в. Здесь хранятся издания Ивана Федорова, редчайший уцелевший экземпляр Путешествия из Петербурга в Москву Радищева, первые российские журналы. Сотни тысяч предметов насчитывает изобразительная коллекция, в том числе прижизненный портрет Грибоедова, портрет Ахматовой работы Осмеркина и портрет Цветаевой, выполненный в 1913.

На основе материалов ГЛМ были созданы литературно-музейные центры в республиках и областях страны, возникли крупнейшие литературно-мемориальные музеи столицы – музеи Лермонтова и Герцена. ГЛМ – это 4 постоянно действующие экспозиции и девять монографических музеев, расположенных в домах, где жили и работали Лермонтов, Герцен, Достоевский, Чехов, Луначарский, А.Н.Толстой, Пастернак, Пришвин, Чуковский.

Нарышкинские палаты Высокопетровского монастыря (ул. Петровка 28). Здесь развернута экспозиция ГЛМ Духовные искания русских писателей, которая содержит в своих фондах около 700 экспонатов. Это рукописные и старопечатные книги 15–18 вв., прижизненные издания сочинений Новикова, Радищева, Ломоносова, Державина, митрополита Платона (Левшина), их живописные портреты конца 18– начала 19 вв. О творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского и Л.Н.Толстого рассказывают рукописи, автографы и прижизненные издания, графика и живопись. В центре экспозиции – макет Оптиной пустыни – монастыря, занимающего особое положение в отечественной культуре. Сюда к знаменитым старцам приходили за разрешением своих сомнений многие известные писатели.

Дом-музей С.Т.Аксакова. мемориальном Доме-музее С.Т.Аксакова, где он жил с семьей в 1848–1849 (пер. Сивцев Вражек, 30а) развернута экспозиция ГЛМ Альманах литературной жизни 1840–1989. У Аксаковых собирались Гоголь, Погодин, Шевырев, Плетнев, Белинский, Щепкин, Загоскин. В круговой анфиладе первого этажа располагаются материалы, рассказывающие о московском литературном быте середины 19 в. Представлена обстановка кабинета московского писателя и предполагаемый облик редакции «московского» журнала. Именно в таких журналах впервые были опубликованы известные романы Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского. В разделе, посвященном театральной жизни, рассказывается об истории театральных постановок пьес Островского, Сухово-Кобылина, А.К.Толстого.

Дом-музей Брюсова. В Доме-музее Брюсова (пр. Мира, 30) располагается экспозиция ГЛМ Русская литература Серебряного века. Архитектурный облик и интерьеры дома выдержаны в стиле модерн. В эстетический мир Серебряного века посетители попадают уже при входе – в экспозицию включены интерьеры гардероба и холла перед кабинетом Брюсова. Мемориальный кабинет поэта был восстановлен по фото и воспоминаниям современников. В витринах представлены рукописи и прижизненные издания книг писателей Серебряного века с их автографами, а также сборники, альманахи, журналы, выпущенные издательствами начала века: «Скорпион», «Гриф», «Шиповник». Дополняют экспозицию пейзажи, натюрморты, картины Поленова, Коровина, Борисова-Мусатова, Судейкина, Д.Бурлюка, Гончаровой, Татлина, театральные эскизы Добужинского, Малевича, Маяковского, Розановой, скульптурные бюсты Цветаевой, Пастернака, Есенина, шаржи и фотографии.

Дом Остроухова (Трубниковский пер.17). Здесь располагается экспозиция ГЛМ Русская литература 20 века. Хозяевами деревянного особняка с мезонином в конце 19 были братья Боткины. С 1890 по 1929 здесь размещался знаменитый домашний музей коллекционера Остроухова, собрание содержало работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшую коллекцию икон. Дом Остроухова был филиалом Третьяковской галереи, затем передан ГЛМ.Помимо основной экспозиции, освещающей истории отечественной литературы 20 в., здесь проходят выставки, посвященные творчеству советских писателей. Проводятся юбилейные выставки, творческие вечера писателей, юбилеи журналов и газет, литературно-музыкальные вечера.

Дом-музей Герцена (Сивцев Вражек, 27). Здесь с 1843 по 1846 до отъезда за границу жил с семьей А.И.Герцен. Встречался с Белинским, Чаадаевым, Тургеневым, Грановским, Щепкиным. Кабинет, гостиная писателя передают атмосферу Москвы 40-х 19 в. В этом доме были написаны философские статьи, роман Кто виноват, повести Сорока-воровка, Доктор Крупов. Экспозиция располагает экземплярами «Полярной звезды» и «Колокола», издаваемых Герценом в Лондоне.

Музей-квартира Достоевского (ул. Достоевского, 2). Здесь в казенной квартире Мариинской больницы для бедных в 1821 родился Достоевский и прожил до 16 лет. Интерьеры мемориальной квартиры и бытовые условия родительского дома были реконструированы по воспоминаниям брата писателя. У посетителей невольно возникают ассоциации с романом Достоевского Подросток. Основу музея составила уникальная коллекция его вдовы.

Дом-музей Чехова (ул. Садовая-Кудринская, 6). В этом кирпичном двухэтажном особняке А.П.Чехов прожил с 1886 по 1890, отсюда отправился в поездку на Сахалин. В доме-комоде, как называл его писатель, были написаны пьесы Иванов, Леший, водевили Медведь, Предложение, Свадьба, повести Степь, Огни. Сюда приходили литераторы, художники, артисты, музыканты –Короленко, Гиляровский, Левитан, Чайковский, Сумбатов-Южин, Немирович-Данченко, Шехтель и др. Мемориальные интерьеры, восстановленные по рисункам и описаниям родных, выдержаны в шехтелевских тонах – бежевом и сером. В доме-музее хранятся автографы, прижизненные издания, раритетное собрание фотографий, театральные афиши, макеты мизансцен, личные вещи.

Кроме московского музея, открыты музеи Чехова в Мелихове Московской обл., Таганроге, Ялте и Гурзуфе.

Мемориальный кабинет Луначарского (Денежный пер. 9). Здесь в 1924–1933 жил народный комиссар просвещения первого советского правительства. Хозяин квартиры был эрудитом, тонким знатоком и ценителем литературы и искусства. Открыты кабинет и большая гостиная наркома. В кабинете хранится богатейшая библиотека, любовно собранная Луначарским. Гостиная с камином и антресолями – хорошо сохранившийся образец архитектуры русского модерна начала 20 в.

Музей-квартира А.Н.Толстого (ул. Спиридоновка 2) – творческая лаборатория писателя, отражающая его разнообразные интересы и увлечения. Коллекция женских портретов 16–20 соседствует с восточными храмовыми курильницами, кукла Буратино и Царевна-лягушка – с батальной живописью и портретом Петра I.

ГЛМ курирует и несколько домов-музеев в Подмосковье – Дом-музей Пришвина в с.Дудино Одинцовского района и два дома-музея в поселке писателей Переделкино.

Дом-музей Пастернака в Переделкино. В этом доме Б.Пастернак прожил с 1939 до конца своей жизни в 1960. Здесь были написаны цикл стихов Переделкино, закончен роман Доктор Живаго, переводы и стихи. В доме в разные времена бывали Ахматова, Эфрон, Чуковский, Вс. Иванов, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Окуджава. На прекрасном рояле «Бехштейн» играли выдающиеся пианисты Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина. Здесь в 1958 писатель узнал о присуждении ему Нобелевской премии и пережил годы травли и невзгод. Музей открылся в 1990, его экспозиция отражает скромный быт писателя.

Дом-музей Чуковского в Переделкино, в котором он жил с 1939 до конца жизни в 1969. Сначала был неофициальным, домашним музеем, и только с 1994 вошел в состав ГЛМ.

Создание новых литературных музеев – процесс непрерывный. В Переделкино заканчивается формирование музея Окуджавы в доме, где он жил последние годы. В Подмосковье в Шахматово на основе сохранившихся документов возводится заново во всех деталях дом Александра Блока.

В России отсутствует музей Гоголя. На его родине на Украине в селе Васильевка под Полтавой стараниями литературоведа Золотусского был открыт единственный музей писателя. В России лишь в библиотеке им. Гоголя в Москве на Никитском бульваре – в доме, где Гоголь сжег 2-й том романа Мертвые души и вскоре умер, располагается небольшая экспозиция.

В Москве активно обсуждается вопрос об открытии музея Булгакова. В районе Патриарших прудов начато строительство мемориального комплекса, посвященного писателю и персонажам его произведений. Уже сегодня по адресу, где, согласно роману, жил Воланд, Б. Садовая, 10, кв. 50 приходят поклонники романа и оставляют свои автографы. Тем не менее, музей писателя пока не открыт, зато существует музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске, где якобы проживала семья Турбиных. Это музей одновременно Булгакова и его героев.

В Москве продолжается сбор материалов и подготовительная работа для открытия музея Высоцкого, действующего в режиме передвижных экспозиций.

Кроме перечисленных выше, к наиболее крупным литературным музеям столицы относятся музеи Л.Н.Толстого, Горького и Маяковского, имеющие свои ответвления в других городах и селениях, связанных с биографиями писателей.

Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Москве в Хамовниках (Льва Толстого, 21) – подлинная усадьба писателя, переоборудованием которой он сам занимался сразу после ее покупки. Музей открыт в 1911, поэтому сохранилась подлинная обстановка. Кроме того, в Москве открыт музей Л.Н.Толстого на Пречистенке 11, который в основном занимается хранением и исследованием архивов и проведением тематических выставок.

Музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне (Тульская обл.). Уникальный дом дошел до потомков в нетронутом виде, вся обстановка в нем уцелела. Здесь Л.Н.Толстой родился и прожил свыше 50 лет. В 1921 Ясная Поляна была объявлена государственным заповедником. Его первым директором была дочь Толстого. Усадьба, ведущая свое летоисчисление с 17 в., была реконструирована дедом Толстого – князем Волконским. Отец писателя достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, расширил сад и хозяйственные службы. Вокруг поместья раскинулись леса, в которых играли в детстве братья Толстые. Лев Николаевич Толстой похоронен здесь на краю оврага леса Старый Заказ, где когда-то искал «зеленую палочку счастья».

Музей-квартира Горького в Москве (М.Никитская 6/2) – филиал Музея Горького при Институте мировой литературы на Поварской. Мемориальный музей располагается в доме мецената Рябушинского – шедевре архитектора Ф.Шехтеля, жемчужине русского модерна. А.М.Горький поселился здесь вместе с семьей сына в 1931 после того, как окончательно вернулся в СССР из Сорренто. Он скончался здесь в 1936, затем тут проживали его родственники. Музей открылся в 1965, включает спальню, кабинет и гостиную – в них (кроме кабинета) сохранились подлинные шехтелевские интерьеры и обстановка. Знаменитую шехтелевскую лестницу, ведущую на второй этаж, можно обнаружить во всех книгах по архитектуре русского модерна. Сохраняются здесь и некоторые подлинные предметы – специальный письменный стол в кабинете, перьевая ручка, чернильница, пепельница, демисезонное пальто, висящее в вестибюле, трость, а также рукописи, картины, библиотека.

Музеи Горького открыты также на его родине в Нижнем Новгороде и в Казани.

Музей Маяковского в Москве в настоящее время находится в Лубянском проезде 3/6, в квартире, где поэт покончил с собой. Ранее музей Маяковского был открыт в мемориальной квартире в бывшем Гендриковом пер., ныне пер. Маяковского, где поэт жил в 1926–1930 вместе со своими друзьями Л. и О.Бриками. Эта мемориальная квартира закрыта для публичных посещений и хранит архивы – 269 рукописей, насчитывающих 1500 страниц, 68 записных книжек.

В проезде Серова, ныне Лубянском, на оформленных в конструктивистском стиле четырех этажах переоборудованной части дома, открыта публичная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Маяковского. 11-метровая комната в коммунальной квартире на третьем этаже при жизни поэта выполняла функцию его рабочего кабинета. На письменном столе Маяковского – книги, записные книжки. Здесь можно услышать его голос, хранятся письма, книги с дарственными надписями, фотографии, собраны прижизненные издания Маяковского. В основе собрания музея – вещи и документы, сохраненные Лилей Брик и родственниками. В комфортабельном зале на первом этаже проводятся творческие встречи, поэтические вечера.

Музей Маяковского в с.Маяковски (Багдади) в Грузии открыт в 1941 – здесь Маяковский родился, и до 1906 жила его семья. В двух комнатах восстановлена квартира отца, некоторые личные вещи и предметы обстановки.

Музей Есенина в Москве (Б.Строченовский пер., 24, стр. 2) расположен в двухэтажном деревянном доме, где Есенин жил в 1911–1918. Образное решение небогатого экспонатами музея, тем не менее, дает возможность приобщиться духу есенинской поэзии.

В селе Константиново, на родине Есенина, существует музей, посвященный одному произведению – поэме Анна Снегина. Музей находится в бывшем доме помещицы Кашиной, где бывал поэт. Таким образом музей помогает решать литературоведческую задачу – проследить взаимоотношения героев литературного произведения и их прототипов.

Музей-квартира Цветаевой в Москве в Борисоглебском пер. – дом, где она прожила 8 лет до отъезда за границу. После 1917 квартира постепенно превращалась в трущобу, и это отражено в экспозиции в предметах быта послереволюционной разрухи – пила, которой распиливали на дрова мебель, самовар, в котором варилась пища, и т.п. Кроме московского, открыты музеи семьи Цветаевых в подмосковном Болшево, в Тарусе на Оке и в Талицах под Ивановом, а также в Александрове в доме ее сестры Анастасии.

После революции 1917 были созданы государственные музеи Тургенева в Орле, Чернышевского в Саратове, музей-усадьба Аксакова в Абрамцево под Москвой. Во второй половине 20 в. в СССР насчитывалось свыше 160 литературно-мемориальных музеев. Среди них, помимо упомянутых, – музеи Тютчева в Мураново под Москвой и в селе Овстуг Брянской области, Николая Островского в Москве, Шолохова в станице Вешенская, музей Бунина в Орле Открывались литературные музеи и в бывших союзных республиках – музей и дом-музей Шевченко в Киеве, музей Франко во Львове, народные литературные музеи, например музей Некрасова в селе Грешневе Ярославской области, литературный музей в Тамбове и др. Кроме того, материалы о местных писателях и литераторах обычно бывают отражены в экспозициях краеведческих музеев и заповедников.

Петербургские музеи. С момента своего основания Петербург играл значительную роль в литературной жизни России. Пушкинский Петербург (район Мойки, Зимнего дворца и Исаакиевской площади с Медным всадником, Петербург Достоевского (район Сенной площади и канала Грибоедова), Гоголя, а в 20 в. – Петербург Ахматовой и Даниила Хармса. Город на Неве бережно хранит приметы и символы этих культурных пластов, по ним можно путешествовать бесконечно.

Музей-квартира Достоевского в Петербурге (Кузнечный пер., 5, кв.10) открыта в 1971 после длительного капитального ремонта и работ по восстановлению по архивным планам и воспоминаниям современников. Писатель поселился с семьей в этой квартире в 1878 и прожил до смерти в 1881. Квартира состоит из 6 комнат, среди которых – и комната жены писателя Анны Григорьевны, которая была его секретарем и вела издательские и книжные дела. В гостиной Достоевский принимал многочисленных посетителей. В кабинете были написаны роман Братья Карамазовы, а также Пушкинская речь и Дневник писателя, здесь он умер. Рядом с мемориальной квартирой открыта большая литературная экспозиция. В основу фондов легла коллекция его внука Андрея Федоровича и материалы, переданные внучатой племянницей. Музей располагает рукописным фондом, коллекцией графики, фотографий, афиш, программ, библиотекой. После смерти Достоевского его жена в течение 37 лет собирала материалы о нем. Позже они были переданы в ГЛМ и стали основой Музея Достоевского в Москве.

Туристы, путешествующие по Петербургу Достоевского, обязательно окажутся у дома 19 на пересечении Столярного пер. и ул. Казначейской, в доме, где, согласно роману Преступление и наказание, жил Родион Раскольников.

Музей-квартира Некрасова в Петербурге на Литейном, где он последние 20 лет снимал квартиру. Тут же находилась редакция журналов «Современник» и «Отечественных записок». Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве поэта, его редакционной деятельности. В музее имеется обширная коллекция личных вещей поэта.

Пушкинский дом – Литературный музей Института русской литературы РАН (наб. Макарова, 4). С момента возникновения в 1905. помимо пушкинских материалов, в коллекцию влились уникальные материалы из собраний Литературного фонда, Дирекции императорских театров, Академии наук, Толстовского общества, реликвии, переданные писателями, родственниками, учеными. В собрание музея вошли собрания Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища 1917, Пушкинского музея Александровского лицея 1918, Толстовского музея 1931 и т.д. Фонды музея составляют более 120 тыс. единиц хранения и более 200 тыс. научно-вспомогательного фонда – живопись, скульптура, фотографии и т.д. Несмотря на то, что центральной темой музея остается пушкинская, он содержит богатейшие материалы, связанные с жизнью и творчеством многих русских писателей и поэтов. Постоянная экспозиция содержит материалы, связанные с Державиным, Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым, Л.Толстым, Достоевским, Тургеневым, Гончаровым, Майковым, Фетом. Полонским, А.Толстым, Вел. князем Константином Константиновичем, Блоком, Волошиным, Л.Андреевым, Горьким. На основании этих экспонатов были открыты музеи Некрасова и Блока. Музей – один из отделов научно-исследовательского института, здесь выполняются исследования по программе института, издаются научные работы, выпускаются каталоги и описания архивов.

Музей-квартира Блока в Петербурге (Декабристов, 57). С домом на бывшей Офицерской связаны последние 9 лет жизни и творчества Блока. Здесь были написаны Скифы, Пушкинскому дому, поэма Двенадцать. В квартире 21 на втором этаже Блок скончался в 1921. Мемориальная квартира восстановлена благодаря подлинным предметам обстановки и убранства в помещении на четвертом этаже, где он жил в 1912. Музей располагает материалами, связанными с творчеством Блока и других литераторов Серебряного века, архивами, библиотекой и личными вещами, сохраненными женой поэта.

Музей-заповедник Блока в Шахматово. Дом отстроен заново по сохранившимся документам. Открыт в 1984, активно идет процесс накопления фондов. Экспозиция располагает подлинными личными вещами семьи Бекетовых, большим количеством фотографий, изобразительных материалов, прижизненных изданий, писем, рукописей и автографов.

Дом-музей Ахматовой – Фонтанный дом (Шереметевский дворец, Фонтанка, 34). Открыт в 1989 в южном флигеле Шереметевского дворца ХУШ в. Ахматова с мужем Н.Н.Пуниным, искусствоведом, сотрудником Русского музея, жили здесь с середины 20-х до 1952. Музей состоит из двух мемориальных комнат – кабинета Пунина, восстановленного по фотографиям, и комнаты Ахматовой, в которой она жила в 1938–1941. В мемориальной комнате – минимум вещей, среди них – резной сундук 18 в. итальянской работы, в котором хранились рукописи, переводы, книги и корректуры. Он был верным спутником хозяйки и сопровождал ее во время всех квартирных странствий. В Фонтанном доме расположена и литературная экспозиция, посвященная творчеству Ахматовой. В фондах музея – автографы и библиотека Ахматовой, библиотека библиофила Лесмана, рукописи М.Кузмина, редкие автографы, портреты и фотографии, живопись, личные вещи. Здесь же находится библиотека, письма и вещи И.Бродского, переданная в Фонтанный дом литературоведом Гординым, на их основе формируется фонд Бродского.

Музей Набокова в Петербурге (Б.Морская, 27). В этом доме родился Владимир Набоков, здесь прошли первые 18 лет его жизни. Музей открылся в 1993. В основном тут экспонируются фотографии, часть коллекции бабочек, собранной Набоковым и переданной Гарвардским университетом, некоторые личные вещи. Проводятся выставки и концерты.

Дом-усадьба Набоковых в с. Рождествено. В литературно-историческом музее, открытом в бывшей усадьбе Набоковых под Петербургом, долгое время не было ни одного подлинного предмета. Но счастье улыбнулось – местный житель принес сотрудникам найденный на чердаке альбом семейных фотографий Набоковых.

Музей Зощенко в Петербурге (М.Конюшенная, 4/2, кв. 119) В небольшой квартире восстановлен мемориальный кабинет Михаила Зощенко. Экспонируются предметы быта, книги и рукописи писателя.

Литературно-художественный музей в Приютино возле Всеволожска – известный как усадьба Оленина – президента Академии художеств, первого директора Публичной библиотеки, знатока и собирателя, археолога и художника В 1990 в главном здании открыта экспозиция, рассказывающая о жизни усадьбы, воссозданы интерьеры отдельных комнат. Музей располагает мемориальными вещами, документами, изобразительными материалами. На прилегающей территории частично сохранился парк, здесь же располагаются усадебные постройки, требующие реставрации и восстановления.

Крымские литературные музеи. Дом-музей Волошина в Коктебеле – памятник Серебряного века. Строился Волошиным и его матерью в течение 10 лет. С момента строительства Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Сюда, чтобы отдохнуть, в гости к Максимилиану Волошину приезжали поэты, писатели, деятели культуры – Мандельштам, А.Белый, Горький, Брюсов, А.Толстой, Вересаев, Грин, Эфрон, Цветаева, Эренбург, Зощенко, Чуковский, Петров-Водкин, Кругликова, Нейгауз. Позже здесь побывали Солженицын, И.Бродский, Евтушенко, Ахмадулина, Аксенов и мн. др. В брежневскую эпоху Коктебель стал символом вольной мысли и местом паломничества диссидентствующей советской интеллигенции. Экспозиция Дома поэта рассказывает об образе жизни Волошина и его гостей, их духовных и эстетических исканиях. Волошин был прекрасным акварелистом, киммерийские пейзажи его и Богаевского входят в экспозицию.

Литературно-мемориальный музей Александра Грина (Феодосия, Галерейная, 10) – в этом скромном одноэтажном беленом домике он жил с 1924 по 1928. Здесь были написаны романы Бегущая по волнам, Золотая цепь и другие рассказы и повести. Вход в музей оформлен атрибутами оснастки парусного судна – символ романтического призыва к мечте. Созданная по эскизам художника С.Бродского экспозиция помогает проникнуть в волшебный мир героев Грина. Еще один дом-музей Грина открыт в поселке Старый Крым, где он прожил последние годы.

К крымским литературным адресам относятся дом-музей Чехова в Ялте и его филиал в Гурзуфе, музей Пушкина в Гурзуфе, Музей сестер Цветаевых в Феодосии.

Зарубежные литературные музеи. Из зарубежных литературных музеев широко известны музеи Шиллера – в Лейпциге, Дрездене и Веймаре, Гете – в Веймаре, Дюссельдорфе (Германия). Большой популярностью пользуется музей Хемингуэя на Кубе в пригороде Гаваны. В США открыты музеи Хемингуэя – в Кей Уэсте и Оук Парке, где он родился, а также Эдгара По – в Нью-Йорке, Балтиморе, Ричмонде, Филадельфии; Эмили Дикинсон – в Амхерсте, Юджина О'Нила – в Уэзерсфилде и Дэнвиле, Гарриет Бичер Стоу – в Хартфорде и Цинциннати, Мелвила – в Эроухеде, Джека Лондона в Окленде, Джона Стейнбека – в Пасифик Гроув и Салинас,Лонгфелло – в Кэмбридже и Вордсворта и Лонгфелло – в Портленде, Массачусетс; Марка Твена – в Стоутсвиле, Ганнибалле и Хартфорде, О.Генри – в Сан-Антонио и Остине, Роберта Луиса Стивенсона – в Монтерее, Сэрэнек Лейке и Сант Хелене, Калифорния; Синклера Льюиса – в Соук Сентре, Миннесота, Уолта Уитмена – в Кэмдене и Нью-Йорке, Скотта Фитцджеральда в Монтгомери и т.д.

В Великобритании популярны туристические маршруты по литературным местам. Например, можно отправиться по местам, связанным с жизнью и творчеством Диккенса, Джейн Остин и Шекспира. Отдельные районы и города Англии тесно связаны с жизнью или являются местом действия произведений тех или иных писателей.

В Лондоне – это восстановленный Глоуб – шекспировский театр 16 в.; Ковент-Гарден – место действия произведений не только Диккенса, но и Бернарда Шоу; дом Диккенса в Блумсбери, где были написаны Оливер Твист и Записки Пиквикского клуба. На Бейкер-стрит 221б открыт Музей литературного героя – Шерлока Холмса. Графство Уинчестер-Уэссекс связано с именем Джейн Остин. Это – ее дом в Чаутоне, ее могила в Винчестере и Бат, местечко, где она подолгу гостила. В Бате находится и музей Диккенса, который подолгу здесь жил. Кент и восточный Сассекс – места Вирджинии Вулф и Генри Джеймса, а также место действия романов Конан-Дойля – его могила находится в Минстеде. Дартмур и побережье (Девон) связан с событиями в детективах и мистических историях Дафны де Мюрье, Агаты Кристи (здесь же находится ее дом в Торки) и места, где происходили события из Собаки Баскервиллей Конан-Дойля. Бристоль – город, где Стивенсон впервые «увидел» длинного Джона Силвера. А в Свонси рядом с Кардифом можно посетить центр уэльсца Дилана Томаса.

В Страдфорде-на-Эйвоне можно посетить место, где родился Шекспир, дом его жены Анны Хасэвэй и дом его матери Мери Эрден. Шекспиру также посвящены музей при Шекспировском театре в Стратфорде и Шекспировская мемориальная библиотека-музей в Бирмингеме. Оксфорд – город Клайва Льюиса и Льюиса Кэрролла, он также связан с именами Элиота, Толкиена, Одена, Джона Китса и Колина Декстера.

В Англии действуют дома-музеи Диккенса в Броадстерсе, где он родился, музеи Китса в Хэмпстеде под Лондоном и в Уичестере, музей Бернса в Эршире (Шотландия), Центр Джеймса Джойса в Дублине (Ирландия), Шарлотты Бронте – в Пэрсонэйдже и др.

Из литературных мест Парижа стоит упомянуть мемориальный дом-музей Бальзака в Пасси. Район за Люксембургскими садами – места Верлена и Бодлера, описан он и в романах В.Гюго и Хемингуэя. Париж – это место, где проживали многие известные писатели, ставшие впоследствии классиками литературы 20 в. В начале 20 в. здесь жили Генри Миллер, Джордж Оруэлл и Хемингуэй, Илья Эренбург и Вирджиния Вулф. Рю де Флерс – место, где жили Гертруда Стайн и Алиса Токлас. Стены некоторых парижских кафе на левом берегу Сены украшают фотографии Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар. Они проводили в кафе немало времени. Привычка работать в кафе – типично парижская, в свое время здесь ею заразился и молодой Илья Эренбург. В Париже с именем Жорж Санд связан Музей романтической жизни на улице Шапталь 16, где хранятся подлинные предметы и рукописи писательницы. Здесь ее соседом был Дюма-отец, устраивавший шумные празднества. Рядом в салоне у Шеффера еженедельно собирался «весь Париж», в том числе Тургенев, Энгр, Лист, Россини, Ренан.

Творчество Виктора Гюго нашло отражение в музее в Париже на площади Вогезов, доме-музее в предместье Виллекер на правом берегу Сены и музее на нормандском острове Гернси в проливе Ла-Манш, где был написан роман Отверженные. Широко известен Музей-усадьба Жорж Санд в Ноане, куда к ней приезжали Лист, Шопен, Бальзак, Флобер, Делакруа, Дюма, а также музей Алгира, где писательница жила в 1858. В замке города Медан жили Ронсар и другие поэты «Плеяды», здесь же находится Дом-музей Золя, прожившего в его стенах 24 года, а в 20 в. замок стал собственностью писателя Мориса Метерлинка. Кроме того, во Франции действуют дом-музей Стендаля в Гренобле, Флобера – в Руане.

Наиболее известные европейские литературные музеи – Музеи Сервантеса в Алкала де Энарес, где он родился, и в Вальядолиде, где долгое время жил, а также Музей Ибсена в Осло, Музей сказочных героев Астрид Линдгрен в Стокгольме, Музей Ганса Христиана Андерсена в Оденсе, где он родился; Дом-музей Кнута Гамсуна в Хамарёй, где он провел свое детство, музей Андерсена-Нексе в Копенгагене и т. д.

Среди Нобелевских лауреатов по литературе в 20 в. немало авторов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В то же время, как правило, в культурах этих стран оценка роли творчества национальных писателей в культурном наследии страны еще не завершена, и потому музеи, посвященные творчеству отдельных авторов, встречаются нечасто.

Так, в Китае, стране древнейшей культуры, славящейся множеством литературных памятников, нобелевский лауреат 2000, писатель Гао Синцзян, живущий во Франции, более известен в Европе, чем на родине. В Японии, стране, подарившей миру в 19–20 вв. плеяду значительных литературных имен, наибольшей популярностью пользуется музей Юкио Мисимы в Бунгаку возле Киото. Писатель скончался в 1970, и на его популярность, в том числе в Европе и Америке, оказал значительное влияние последний «жест» – харакири, сделанное публично, перед кинокамерой.

Появление литературных музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки напрямую зависит от того, насколько важную роль готовы играть литература и литераторы в их культурной жизни.

Литературные музеи продолжают выполнять в обществе важную и благородную роль – сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей мировой и национальной литературы, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Ирина Ермакова

ЛИТЕРАТУРА

Основы советского музееведения. М., 1955
Труды НИИ музееведения, 1957–1980
Очерки истории музейного дела в России, вып. 2–3, М, 1960–1961
Лощинин Л.П. Вопросы экспозиции в литературных музеях. М., 1966
Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland. London, 1967–1974
Марченков А.М., Чернухина В.Н., Кириченко Е.И. Улица Качалова, 6/2. М., Московский рабочий, 1990
Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома 1993 г. СПб, Академический проект, 1997
Гдалин А.Д. Памятники А.С. Пушкину. Спб, Академический проект, 2001