Айвазовский Иван Константинович

(1817-1900)

       Иван Константинович Айвазовский родился 17 (29) июля 1817 года в Феодосии. Его отец Константин (Геворк) Гайвазовский был мелким торговцем. В семье было пятеро детей. Юный Айвазовский самостоятельно занимался рисованием, учился играть на скрипке, и этот навык самосовершенствования остался у него на всю жизнь. Своими исключительными способностями в рисовании Иван Айвазовский становится известен в городе. Градоначальник Феодо¬сии А.И.Казначеев принял участие в его судьбе. В 1830 году, когда А.И.Казначеев был назначен губернатором Таврической губернии, тринадцатилетний Айвазовский вместе с его семьей уехал в Симферополь, где был определен в Таврическую губернскую гимназию и учился в ней в 1831–1833 годах. В симферопольском обществе рисунки и акварели юного художника также вызвали большой интерес. Покровители Айвазовского помогли определить мальчика в Академию художеств на казенный счет.
       В 1833 году Иван Айвазовский был зачислен в класс профессора пейзажной живописи М.Н.Воробьева. Воробьев был автором первых русских морских пейзажей – изображений Черного моря – и первым изобразил морские сражения. Он оказал значительное влияние на Айвазовского, которое не ограничилось годами учения. В Академии Айвазовский познакомился с картинами Сильвестра Щедрина. Итальянские виды Щедрина оказались близки его собственному ощущению морского пейзажа, которое сформировалось в Крыму.
       В основу первых живописных работ Айвазовского легли пейзажные мотивы Балтийского побережья в Петергофе и Ораниенбауме. За картину «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» он был награжден малой золотой медалью.
       Летом 1836 года Айвазовский принял участие в летнем учебном плавании кораблей Балтийского флота по Финскому заливу. В его творчество входят образы военных кораблей как предвестие длительного сотрудничества с русским военным флотом. В картине «Большой рейд в Кронштадте», написанной по впечатлениям этого плавания, Айвазовский использует приемы изображения, основанные на традициях голландской живописи. Эту картину в числе семи морских видов (в том числе написанный по памяти «Вид Феодосии») Айвазовский показал на осенней выставке 1836 года в Академии. На четвертый год обучения в Академии он по мастерству оказался в первых рядах русских пейзажистов. На этой выставке Айвазовский был представлен А.С.Пушкину как ученик, удостоенный золотой медали. Занятия «морскою военною живописью» по распоряжению императора Айвазовский продолжил в классе батальной живописи профессора А.И.Зауэрвейда. Осенью 1837 года он представил три морских вида Совету Академии в качестве выпускных работ, за которые был удостоен большой золотой медали с правом пенсионерской поездки за границу. Успех его определялся большими способностями и трудолюбием, наблюдательностью и усвоением уроков живописи других мастеров. Однако Совет Академии счел полезным для молодого художника направить его вначале на два лета в Крым 1838–1840 для работы над морскими видами. Именно в Крыму Айвазовский пробует писать с натуры, на воздухе, наполняя свои картины живым дыханием моря.
       По ходатайству генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского, начальника Черноморской прибрежной линии, Айвазовскому было разрешено участвовать в военных операциях на восточном побережье Кавказа. Итогом стали первые морские баталии художника – «Десант в Субаши» и «Вид Севастопольского рейда с военными судами».
       По возвращении в Петербург летом 1840 года Айвазовский отправился в Италию, вначале в Венецию, затем в Рим и Неаполь. В Риме он сблизился с большой колонией русских художников и литераторов, к которой принадлежали Н.В.Гоголь и А.А.Иванов. Встретившись с природой и морем Италии, Айвазовский ощутил их близость к родным крымским видам, быстро освоил особенности здешней световоздушной среды. К итальянским пейзажам он неоднократно обращался на протяжении всей жизни, находя в них особенную гармонию соединения природы и человека.
       В поисках морских впечатлений он объехал Италию, побывал во Франции, Голландии, Англии, Португалии, Испании, на острове Мальта. Творческое развитие художника было в эти годы необычайно быстрым. Слава первого мариниста закрепилась за ним, он был избран членом римской, парижской и амстердамской академий, успешно представлял отечественное искусство на международной выставке 1843 года в Париже и получил золотую медаль Парижской Королевской Академии художеств. В творчестве Айвазовского ярко отразились возможности романтического направления живописи, которое завоевывало тогда широкого зрителя.
     Он вернулся в Россию в 1844 году, раньше окончания срока пенсионерства, во всем блеске европейской славы. Совет петербургской Академии художеств 29 сентября 1844 года утвердил Айвазовского в звании академика. В том же году художник получил звание «живописца Главного Морского штаба» с правом ношения мундира морского министерства. Теперь художник имел возможность работать над темой русского военного флота, пользуясь поддержкой и материалами Адмиралтейства.
       Он снискал абсолютное расположение императорского двора и самого царя. Николай I приобрел целый ряд неаполитанских и венецианских пейзажей Айвазовского. Сразу же по приезде Айвазовский получил заказ от императора на создание видов приморских городов и крепостей – Кронштадта, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. А в 1845 году такой же заказ на виды черноморских портов – Севастополя, Феодосии, Керчи и Одессы – он исполнял в Крыму. После открытия его выставки в Академии художеств в 1847 году Айвазовский был удостоен звания профессора Академии по «живописи морских видов». В том же году он получил дворянство. В конце 1840 – начале 1850-х годов Айвазовский был одним из самых значительных русских мастеров, определявших развитие отечественной живописной школы. Благодаря ему и последовавшим за ним художникам следующего поколения русская маринистика заняла достойное место в русской художественной культуре.
       Творчество Айвазовского складывалось в контексте романтизма 1830-х –1840-х годов. Сильное воздействие на него оказало творчество К.П. Брюллова. Эстетика романтизма определила манеру живописи, эффектные приемы композиции, сами сюжеты картин – изображения бурь, кораблекрушений, морских сражений, волшебных лунных ночей и восходов солнца над морем. Тесная связь Айвазовского с морем позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, ее свободу и очарование, ее грозную силу. Море для него – не просто вода, а явление, движимое высшей силой.
       В то же время Айвазовский принадлежал эпохе, когда художники были увлечены натурой, когда в живописи утверждалась принципиальная роль натурного этюда. Использование натурных впечатлений в живописи отвечало искреннему тяготению Айвазовского к воплощению реального образа моря, желанию вникнуть в каждую частность жизни морского пространства. В Крыму художник много работал с натуры, поэтому в его произведениях этого времени отразились подробности местного пейзажа. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, в его связях с землей и с человеком, и облек это в высокую художественную форму. Главным в ней было сочетание блестящих технических приемов, обеспечивших легкость воплощения любого замысла, с романтической манерой живописи. Поэтому основное место в живописи Айвазовского заняли «эффектные» состояния природы, он неизбежно соединял натурные впечатления с «сочиненными» композициями, представлял реальность в идеализированной форме, создавая тем самым приподнятый эмоциональный тон в каждой картине, но при этом не отходил от природных свойств пейзажа.
       Айвазовский стремился к развитию самого жанра марины и придавал большое значение разнообразию сюжетов. Это позволяло преодолеть кажущееся однообразие видов, и он мог выставлять одновременно большое число работ. Штиль и буря, кораблекрушение и пожар на корабле, различная погода и время суток давали широкий спектр изобразительных и выразительных возможностей жанра, которые художник с успехом использовал. Айвазовского привлекала игра света – как солнечного, так и лунного, поэтому его так интересовали закаты и восходы солнца. С 1840-х годов Айвазовский постоянно обра¬щался к изображению южных ночных видов. Лунная ночь – едва ли не самый популярный сюжет художника, вдохновленный природой юга. Виртуозное умение передать эффекты лунного света стало одним из наиболее привлекательных качеств картин Айвазовского. Первым из пейзажистов того времени Айвазовский изобразил природу в ее динамике изменчивую и непостоянную. Буря на море привлекала Айвазовского в высшей степени – по его собственному подсчету не менее четырех из шести тысяч написанных им картин было связано с бурным морем, изображенным в дневные или ночные часы. Буря, ураган в его понимании не были дисгармонией, они логичны и естественны как проявление характера стихии, выражение многообразия природных процессов. Он видел свою художественную задачу в воплощении гармонии природы независимо от ее внешних проявлений. Самое прославленное произведение Айвазовского, написанная в 1850 году картина «Девятый вал» в абсолютной мере воплотила тот романтический пафос, который составлял основу творческого мировидения художника. Развивая найденные в «Девятом вале» художественные приемы, во многих следующих картинах Айвазовский продолжал искать оттенки живописного образа грозной морской стихии («Море»; «Радуга»; «Кораблекрушение»; «Буря у мыса Айя»). Необычное содержание его картин, их патетика оказывали сильнейшее воздействие на воображение зрителей, которых привлекали сильные чувства, яркие образы, глубокие переживания.
       Главные художественные впечатления дало Айвазовскому Черное море и побережье Крыма. Крымские пейзажи по сути создали художника, в дальнейшем они позволили ему перейти от условности романтического пейзажа к реальности морских видов. В 1860–1870-е годы в его творчестве происходят важные качественные изменения. Романтический пафос несколько угасает – это выражается в приглушении красок, отходе от многоцветного колорита, в появлении сдержанных и более сложных по цветовому решению работ. Он разрабатывает сине-голубую тональную гамму, доводит до совершенства изображение неба и воздуха, тем самым все искуснее воплощая живописный образ пространства. В отличие от картин 1840–1850-х годов с характерным гладким письмом и покрытой лаком поверхностью, в эти десятилетия Айвазовский обращается к более широким приемам живописи и матовой фактуре краски. Он все чаще писал солнечные дни, передавая свежесть и прозрачность воды и воздуха. Его палитра со временем становилась светлее и художник не мог не ощущать влияния пленерной живописи. Однако сознательных живописных задач в этом направлении он перед собой не ставил. В картине «Радуга» воплощен один из трудно уловимых в природе эффектов световоздушной среды. Мастерство Айвазовского позволяло ему в эти годы с легкостью решать любую живописную задачу. К числу главных произведений Айвазовского относится картина «Черное море» («На Черном море начинает разыгрываться буря»). Символическое воплощение стихия обрела в картине «Волна», которую Айвазовский называл «лучшая моя буря» и говорил, что в этом полотне ему удалось передать весь опыт его художественной жизни. Продвигаясь все дальше в поисках синтетического образа моря, наблюдая его характер, Айвазовский создал в конце жизни самое обобщающее изображение стихии – картину «Среди волн». Батальный жанр представляет у Айвазовского последовательное развитие темы моря. На протяжении своей жизни он запечатлел все главные победы, составившие славу русского военного флота. Красота парусного корабля стала особым мотивом живописи Айвазовского, одного из последних певцов и свидетелей жизни парусного флота, вытесненного вскоре пароходами. В парных картинах «Чесменский бой» и «Наваринский бой», в картине «Бриг «Меркурий» после по¬беды над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» Айвазовский обратился к истории русско-турецких войн. Новый этап в батальной живописи Айвазовского был связан с Крымской войной 1853–1856 годов. Центральным произведением этой серии стало полотно «Синопский бой 18 ноября 1853 г. (Ночью после боя)». В нем Айвазовский по свежим вестям с фронта изобразил одно из важнейших морских сражений Крымской войны – победу эскадры вице-адмирала П.С.Нахимова, уничтожившей в Синопской бухте турецкую эскадру. Это было последнее сражение эпохи парусного флота. В 1854 году Айвазовский привез в осажденный Севастополь выставку своих картин. Позднее он создал еще несколько картин, посвященных трагической эпопее Севастополя, в том числе документально точную «Осаду Севастополя». Русско-турецкая война 1877-1878 годов на море стала одной из важнейших тем батального творчества Айвазовского и нашла отражение в серии картин («Взятие турецкого парохода «Мерсина» пароходом «Россия» 13 декабря 1877 года», «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» 11 июля 1877 года», «Взрыв трехмачтового турецкого парохода в Сулине 27 сентября 1877 года» и др.), показанных Айвазовским в Петербурге на выставке в пользу раненых и больных воинов. При всей важности маринистики для Айвазовского в его живописи находилось место и для других тем и жанров. Он принадлежал к типу художника-путешественника, частые поездки по дорогам Украины давали ему возможность наблюдать жизнь и природу этого края («Украинский пейзаж с чумаками при луне»; «Чумаки на отдыхе»; «Мельницы на берегу реки. Украина»; «Свадьба на Украине»). В 1868 году Айвазовский совершил путешествие по Кавказу, посетил все самые живописные места Северного Кавказа, Грузии, Армении. Айвазовский воспринял Кавказ как величественное явление природы. Он делал в пути множество зарисовок, а позже, остановившись в Тифлисе, написал по ним цикл картин и устроил выставку в пользу детского приюта. В 1869 году в составе русской делегации Айвазовский совершил поездку в Египет на открытие Суэцкого канала. Наряду с картиной «Суэцкий канал», изображавшей вход кораблей в канал, он написал виды Каира, пирамиды и другие достопримечательности Египта. Вдохновленный личностью Христофора Колумба, Айвазовский в 1879 году побывал на его родине в Генуе и исполнил три картины из жизни мореплавателя. В 1892 году он предпринял свое самое далекое путешествие – в Америку, открыв для себя новые «водные» впечатления – Атлантический океан и Ниагарский водопад. Айвазовский словно выбирал из человеческой истории сюжеты, связанные с морем, с водным пространством. Особенно важным это стало для трактовки библейских образов, начиная с ранней картины «Хаос». В картинах «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Переход евреев через Чермное море» передано ощущение глобального начала, движущего мирами, и одной из главных стихий творения и человеческой истории является вода. Среди евангельских сюжетов художника также чаще всего привлекало «Хождение Христа по водам». В последний период жизни он создал такие композиции, как «Моление о чаше», «Христос на Генисаретском озере», «Тайная вечеря», «Крещение», «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Он обращался также к событиям российской и европейской истории («Приезд Екатерины II в Феодосию», «Наполеон на острове св. Елены», «Гибель Помпеи»), мифологическим сюжетам («Путешествие Посейдона по морю»). Многие его картины были отражением огромного интереса художника к разнообразным явлениям природы («Вид Феодосии при затмении солнца»). Картиной «Ледяные горы» он отметил 50-летие открытия Антарктиды русскими кораблями под командованием Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева. Особое место в его творчестве занял цикл картин, посвященных А.С.Пушкину. Завершила этот цикл картина «А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца", законченная Айвазовским в 1899 году в день 100-летия со дня рождения поэта. Айвазовский работал и в жанре портрета, представленном в его творчестве автопортретами (их двенадцать) и изображениями родных и друзей. К наиболее известным работам относятся портрет вице-адмирала М.П. Лазарева, портрет бабушки художника, брата Габриэла, католикоса Хримяна, второй жены художника – Анны Саркисовой (Бурназян). Основные произведения были созданы художником в Феодосии, где он поселился в 1848 году. Член пяти академий художеств, мастер, чьи картины во множестве украшали императорские дворцы, он отказался от столичной жизни ради родной провинциальной Феодосии, для которой стал подлинным благодетелем. Айвазовский многое сделал для улучшения жизни феодосийцев. Им двигало сознательное стремление создать в этом глухом уголке Российской империи самобытный центр культуры. Одним из шагов к развитию культурной среды города был проект создания художественной школы в Крыму. В 1865 году Айвазовский на собственные средства создал в Феодосии «Общую художественную мастерскую», открытую для всех склонных к искусству, прежде всего для местной молодежи. В 1880 году он построил картинную галерею, соединив ее с собственным домом. Феодосийская галерея, ставшая в то время одним из немногих общедоступных музейных собраний в стране, сыграла огромную роль в культурной жизни Крыма. В 1880 году художник был изб¬ран почетным гражданином Феодосии.
       Айвазовский был одним из выдающихся представителей армянского народа и свою известность он поставил на службу своей нации. Две культуры – армянская и русская – соединились в творчестве художника и дополнились европейским блеском его таланта. Он стремился содействовать просвещению армян и связать их, разбросанных по всему миру, воедино. Множество картин Айвазовского посвящены истории и героям армянского народа. Огромное потрясение он испытал, узнав о резне армян в Турции, которую учинил султан Абдул-Гамид в 1895 году. Айвазовский создал серию картин, изображавших трагические сцены резни, погромов, гибели армян в море. Но не только картинами откликнулся он на страдания своего народа. Он осуществлял действенную помощь беженцам, прибывшим в Крым, давал им прибежище в своем имении близ Феодосии, отправил в Турцию денежные средства пострадавшим семьям. Помогать было для него самым естественным делом. Помощь греческому народу в освободительной борьбе, Красному Кресту, инвалидам севастопольской битвы, просто нуждающимся жителям разных городов – для него не было различий между теми, кому он направлял свою помощь. Одним из первых в России начав устраивать персональные выставки, он преследовал благотворительные цели – доход от выставок шел в пользу неимущих: беженцев, детских приютов, учащихся, вдов и сирот художников, в пользу Красного Креста и др. Во время голода в центральных губерниях России в 1891–1892 годах Айвазовский передал ряд своих картин для организации лотереи в Феодосии, Симферополе, Севастополе, Петербурге, и полученные средства были направлены голодающим. Айвазовский помогал студентам Академии художеств, передавая сбор от своих выставок в ученическую кассу, и ученикам художественных училищ в других городах. Выставки играли огромную роль в жизни Айвазовского. Начиная с 1840-х годов, в городах Европы и Америки состоялось более 120 его выставок, которые имели громадный успех. Обычно он стремился представить зрителям не одну-две картины, а сразу целую серию работ. В 1899 году Айвазовский открыл свою последнюю выставку в Петербурге. Долголетие художника удивительно сочеталось с работоспособностью. И в самый последний период жизни, в 1890-х годах Айвазовский по-прежнему был полон творческих сил и замыслов. 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года И.К.Айвазовский скоропостижно скончался. Накануне днем художник работал над картиной «Взрыв турецкого корабля». Эта последняя неоконченная картина была подарена Феодосийской галерее вдовой художника и исследователи его творчества изучали по ней метод работы Айвазовского. Художник похоронен в Феодосии.