Комментарий кандидата

педагогических наук,

доцента БИПКРО

Н.А.Калиничева

к уроку учителя культурологии

В.Ю.Никляева

 

Тема урока «Древо Мировое»

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление о Мировом Древе как явлении культуры и универсальной модели мира.

Задачи урока:

1) сформировать в воображении и сознании учащихся образ Древа Мирового, познакомить учащихся с мифами о Древе Мировом в культурах разных народов;

2) способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

3) развивать образное и ассоциативное мышление;

4) способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

Ход урока:

1. Постановка целей и задач урока. Мотивация.

Работа на уроке начинается с создания мотивационного настроя учащихся на предстоящую деятельность. Учитель обращает внимание учащихся на экран и просит прочитать тему урока. На экране «следы сбежавшей темы». Учитель предлагает учащимся ее отыскать, а для того чтобы осуществить задуманное, педагог озвучивает ориентиры в поиске темы: задачи предстоящего урока. Педагог умело использует психолого-педагогические особенности детей данной возрастной группы, их природную любознательность, детскую непосредственность, свободу в суждениях, опору на предшествующий жизненный опыт, любовь к сказкам и чудесам, ко всему необычному.

Таким образом, учитель ищет нестандартные пути достижения желаемого результата через обсуждение задач и определение цели, демонстрирует умелое владение методом эмоционального стимулирования, создает познавательную интригу, дает направление ситуации творческого поиска.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

Основная форма работы на данном этапе -- беседа. Учитель обращает внимание учащихся на экран, на котором изображены ключевые слова и ставит перед учащимися первую задачу: сбор необходимой информации. Педагог представляет учащимся «группы специалистов» -- учащихся, получивших опережающее задание. Основная задача данного этапа: дать определение понятию «Древо Мировое», познакомить учащихся с различной информацией по данному вопросу. На данном этапе урока учитель приобщает учащихся к самостоятельному добыванию знаний как из традиционных источников печатной информации (словари, энциклопедии, справочники), так и из современных телекоммуникационных средств связи (Интернет).

3. Формирование зрительного образа Древа Мирового.

На данном этапе урока учащиеся знакомятся с представлениями древних людей разных стран о Древе Мировом, для этого учителем подготовлена подборка слайдов. По окончании просмотра учитель предлагает учащимся прокомментировать увиденное. Педагог умело создает атмосферу размышления, побуждая учащихся поделиться собственными мыслями, принять участие в обсуждении изучаемого вопроса. Далее следует эмоциональный рассказ учителя об образе могущественного дерева в представлениях древнего человека. По ходу своего рассказа учитель демонстрирует учащимся рисунок дерева, нарисованный современной художницей -- бывшей ученицей школы, подчеркивая тем самым важность изучаемой темы, ее связь с современностью. Звучащая при этом музыка усиливает впечатление учащихся об образе могущественного дерева, создает опору на эмоциональную сферу, развивает образное воображение учащихся.

4. Организация работы в малых группах.

Учитель организует работу учащихся в малых группах: по три человека. Учащиеся должны нарисовать дерево, но вначале учитель предлагает им договориться, кто будет рисовать корни, а кто -- ствол и ветки. Выполнение данного задания развивает творческий потенциал, образное мышление и композиционные умения и навыки учащихся. Организуя работу в группах, педагог побуждает учащихся к взаимодействию, воспитывает ответственность учащихся перед одноклассниками за результаты труда. Данный этап урока -- пропедевтическое введение к главному этапу -- изучению нового материала, а следовательно, он концентрирует и мобилизует весь предшествующий опыт учащихся, их знания по предмету и жизненный опыт.

5. Сбор и осмысление информации.

На данном этапе урока (наиболее длительном по времени) реализуется главная задача урока -- сформировать целостное представление о Мировом Древе. Преобладающий метод данного этапа -- беседа. Работа по усвоению учащимися содержания нового материала проходит в сотрудничестве с учителем, в совместном поиске ответов на поставленные вопросы.

Высокий уровень педагогического мастерства учителя, чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися способствуют высокой познавательной активности учащихся на данном этапе урока. Учитель не навязывает своего мнения, он умело руководит поиском решения проблемы. В ходе беседы учащиеся продолжают работу, начатую на предыдущем этапе: дополняют свои рисунки необходимыми надписями. Для более эффективного усвоения материала учитель целесообразно использует мультимедийную презентацию.

6. Новое толкование Древа Мирового.

На данном этапе урока учитель знакомит учащихся с различными взглядами на Мировое Древо: по горизонтали и по вертикали. Учащимся предлагается взглянуть на Мировое Древо сверху, с высоты птичьего полета. По ходу работы учащиеся вычерчивают схему, дополняют ее надписями, учитель демонстрирует слайды. Организация работы на данном этапе способствует развитию образного и ассоциативного мышления учащихся, одновременно педагогом реализуются задачи по осуществлению межпредметных связей. Учителю удается учитывать возрастные особенности учащихся, удачно сочетать своеобразие возраста детей со спецификой изучаемой темы.

7. Сворачивание информации.

Педагог предлагает учащимся необычное задание: кратко сформулировать изученный на уроке теоретический материал и записать его в виде математического действия. Педагог озвучивает основные тезисы изученного на уроке материала, а вызванная к доске ученица записывает их с помощью цифр и математических знаков. Данный прием сворачивания информации не только позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся, но и развивает воображение, способствует развитию логики и мышления учащихся.

8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель возвращает учащихся к началу урока, задает учащимся вопрос: «Нашлась ли «сбежавшая» тема урока?». Далее учитель демонстрирует учащимся слайды, на которых сформулированы не одна, а четыре темы и предлагает учащимся выбрать ту, которая им близка.

В конце урока задается домашнее задание, и опять учитель делает это нестандартно, творчески. Когда ребята выбрали одну из четырех тем урока, учитель предлагает им подойти к доске и снять ее с листа. Учителем заранее подготовлен лист ватмана с отрывными листочками по каждой из четырех тем. На обороте отрывных листочков -- домашнее задание. Таким образом, осуществляется обратная связь между учениками и учителем, реализуется принцип индивидуализации обучения.

Методическое заключение.

Учитель умело сочетает и разнообразит формы познавательной деятельности, развивает учебно-интеллектуальные умения и навыки учащихся, побуждает их к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развивает логическое мышление, осваивает и результативно применяет интерактивные формы обучения. Учебная информация отличается новизной и привлекательностью, имеет огромный потенциал в воспитании учащихся.

Учитель учит детей размышлять, быть свободными в собственных суждениях, открывать для себя по-новому известные явления и вещи. Реализуя на практике прием аллегорий и символизма, «сворачивания и разворачивания» информации, ее анализа и синтеза, педагог мастерски вскрывает и использует педагогический потенциал темы урока и личностный потенциал детей.

Настрой учителя на позитив, на личностно ориентированное и вариативное обучение, дифференцированное задавание на дом с учетом индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу выстроить практически для каждого из своих учеников индивидуальную образовательную траекторию.

Идея урока содержит кроме межпредметного (природоведение, история, математика, география, развитие речи) ярко выраженный философский потенциал. Данный урок не только развивает, но и формирует мышление ребенка, что имеет самостоятельную повышенную ценность именно в этом возрасте (10-11 лет). Рациональное использование времени на уроке, оптимальность темпа, смена видов деятельности, рациональность и эффективность методов и организационных форм работы на уроке, а также доверительные отношения между учителем и учениками -- все это способствует успешной реализации поставленных учителем целей урока: формированию представлений о Мировом Древе как универсальной модели мира.