Урок 1. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (введение в проект)

Практическая цель проекта – наблюдение за погодой в течение определенного временного интервала, фиксация результатов наблюдения с помощью специально разработанного компьютерного ресурса.

Методическая цель проекта – учить детей вести наблюдение, фиксировать процесс наблюдения, анализировать и обобщать результаты наблюдения, сравнивать данные между собой; продолжать учить ребят выступать с докладом.

О проекте

Большинству детей, так или иначе, приходится вести наблюдения за погодой в рамках занятий по «Окружающему миру». Компьютерный ресурс к данному проекту освобождает детей от технической нагрузки и позволяет им сконцентрироваться на содержании деятельности. То есть дети занимаются сбором информации о погоде, а фиксацию этой информации берет на себя компьютерный ресурс. Заметим, что дети заносят в программу только текущую, меняющуюся по годам информацию о погоде. А остальная информация заложена в самой программе. Так ресурс берет на себя фиксацию даты наблюдения, а также знакомит ребят с информацией по текущим суткам (фаза луны, долгота дня, народные приметы). Таким образом, дети получают в ходе работы полезную информацию. При этом компьютерный ресурс позволяет автоматически создавать отчет, включающий минимальную статистику и общее описание изменения погоды в течение месяца.

Работа в данном проекте имеет свою специфику. Она ведется по группам на протяжении всего года силами всей подгруппы. В целом всю работу в рамках данного проекта можно представить в виде четырех этапов: введение в проект, заполнение дневника наблюдений, работа с итоговым отчетом, подведение итогов работы.

Введение в проект

План урока

  1. Общее обсуждение.
  2. Организационная часть работы.
  3. Знакомство ребят с компьютерным ресурсом «Дневник наблюдения за погодой».

Общее обсуждение

В процессе вводного общего обсуждения как обычно нужно обсудить с ребятами практическую цель проекта. В частности, дети должны понять, за какую часть работы будут отвечать они, а в чем им будет помогать компьютерный ресурс. Так за сбор информации о погоде будут полностью отвечать учащиеся, а за фиксацию данных – компьютерный ресурс.

Сразу стоит договориться о том, какими данными о погоде ребята будут пользоваться в этом проекте. Дело в том, что данные о погоде, полученные из различных источников часто отличаются и достаточно существенно. Поэтому лучше сразу определиться, каким образом ребята будут получать данные о погоде. Наиболее простой и естественный способ – организовать метео-лабораторию прямо в школе. Для этого необходимо повесить в школьном дворе термометр и флюгер, показывающий направление ветра. Показания термометра следует всегда договориться смотреть в одно и то же время, например, в полдень. Чтобы правильно определить направление ветра, кроме флюгера необходимо иметь в классе компас. Все остальные данные о погоде можно получать визуально.

Организационная часть работы

После того как все ребята уяснили цели и задачи проекта, нужно распределить детей по группам и объяснить, как дальше будет проходить работа в рамках данного проекта. Мы предлагаем вам следующий вариант работы (вы, конечно, можете придумать свой). Детей каждой подгруппы (12–15 человек) нужно разделить на 3 группы. В каждом сезоне каждая группа наблюдает погоду в одном месяце, таким образом, в учебном году каждая группа наблюдает погоду 3 месяца, например, первая группа наблюдает погоду в сентябре, декабре и марте, вторая – в октябре, январе и апреле и т. д. Можно сразу определить характер работы внутри группы, например, все дети как-то делятся по дням недели или же все ребята каждый день работают сообща.
Также следует определиться, как поступать с наблюдением по выходным дням и в каникулы. В частности, если на школьный сайт дети смогут заходить и с домашних компьютеров, можно продолжать вести наблюдение по выходным дням.

Необходимо заострить внимание ребят на том, что заполнять дневник наблюдений они будут вне уроков информатики. При этом информацию о погоде можно занести только за текущий день, то есть нельзя заполнить дневник наблюдений задним числом. Поэтому каждой группе, работающей в текущем месяце, очень важно не забывать делать это каждый день. После того как дети освоят интерфейс компьютерного ресурса, на заполнение дневника на текущий день, времени у группы уходить будет совсем не много, не больше 10–15 минут. Поэтому можно выделить под это занятие определенную перемену или же делать это каждый день после уроков.

Знакомство ребят с компьютерным ресурсом «Дневник наблюдения за погодой»

После того как все общие вопросы прояснены, необходимо познакомить детей с компьютерным ресурсом и исчерпывающе ответить на все их конкретные вопросы. Сделать это необходимо, поскольку предполагается, что в дальнейшем дети будут работать с программой самостоятельно. Лучше если каждая группа полностью заполнит дневник наблюдения на текущий день. При этом ребята каждой группы могут сидеть вокруг одного компьютера.

Для начала предложите ребятам открыть на главной странице сайта соответствующий компьютерный ресурс. После этого откроется первая страница дневника, на которой ребята должны ввести название группы и пароль. Выбрать название и пароль ребята должны один раз все вместе. После этого группа переходит на следующую страницу (щелкнув мышью на стрелку) и начинает собственно фиксировать погоду на текущий день. В частности, на второй странице дневника ребята должны установить температуру (на одной шкале знак, на другой – число) и выбрать облачность из предложенных вариантов. Вся остальная информация на этой странице выводится программой и для детей имеет познавательное значение. Лучше обратить внимание детей на эту дополнительную информацию и обсудить ее. В частности, спросить ребят, что такое долгота дня и фаза луны. Также стоит обсудить с ребятами народную примету, относящуюся к данному дню.

На следующей странице ребята отражают сведенья, касающиеся характера и силы осадков. Сначала дети выбирают характер осадков. Если осадки в текущий день имеют место, то ребята выбирают степень силы и продолжительности осадков.
После этого дети открывают страницу, на которой атмосферные явления представлены еще более разнообразно. Здесь ребята выбираю те природные явления, которые имеют место в текущий день. Также в окне дети могут записать дополнительные наблюдения, касающиеся интересных атмосферных явлений, которые они наблюдали в текущий день.

Далее дети заносят в дневник информацию о силе и направлении ветра. На последней странице ребята помещают фотографию, сделанную в текущий день. Кроме того, здесь дети могут записать любые ощущения и мнения о погоде. Например, что на улице очень скользко или что выпал первый в этом году снег или что в воздухе запахло весной.

На последней странице есть две кнопки «Сохранить и выйти» и «Посмотреть отчет». На первом уроке лучше не обращаться к отчету, а поговорить об этом отдельно. Группа, которая ведет наблюдение в сентябре, обязательно должна сохранить свою работу, остальные ребята могут просто закрыть дневник. По окончании всей этой работы нужно обязательно ответить на все вопросы ребят, как организационные, так и по работе с компьютерным ресурсом.

Как видите, в программе имеется возможность помещать в отчет фото. Поэтому лучше всего, если у детей каждый день под рукой будет цифровой фотоаппарат из числа школьной техники, которым они будут делать снимки и сразу скачивать их на компьютер и помещать в отчет.

Заполнение дневника наблюдения за погодой

Дальше ребята будут работать с дневником наблюдения за погодой каждый день. Работа эта будет происходить не на уроках информатики, а в одну из перемен или после уроков. Конечно, иногда группам придется об этом напоминать, но в целом постепенно ребята должны втянуться в работу. Заполнение дневника будет проходить в точности так же, как описано выше. После того как член группы открывает соответствующий ресурс, он должен набрать (или выбрать из предложенных) название своей группы и правильно указать пароль. После этого вводимая им информация о погоде будет заноситься в дневник (и отчет) именно его группы.