Хейсманс (Гюйсманс) Корнелис. Травля оленей. Вторая половина XVII века

Биографические сведения о фламандском живописце Корнелисе Хейсмансе довольно однообразны. Известно, что он учился в Брюсселе у знаменитого пейзажиста Якоба Артуа, работал в трех городах Фландрии - Антверпене, Брюсселе, Мехелене. Нет никаких ярких деталей, проливающих свет на его характер, отношение к окружающему миру и искусству. Об этом мы можем узнать только из его картин. Картины Хейсманса украшают экспозиции крупнейших музеев мира - Эрмитажа, Дрезденской Галереи, Мюнхенской Пинакотеки и других. Все картины очень разные, но главное, что их объединяет - ощущение гармонии и совершенства окружающего мира, осознание его красоты и величия.

На картине из собрания Радищевского Музея изображена охота на оленя. Сцены охоты - любимого развлечения знати - были очень популярны в искусстве XVII cтолетия во всех европейских странах. Однако для Хейсманса обращение к этой теме является лишь поводом для изображения величественного лесного пейзажа. Стаффаж (фигуры, оживляющие картину) со сценой охоты изображен, очевидно, другим художником.

В картине все гармонично. Пространство организовано так, что зритель постепенно "втягивается" в пейзаж. Кроны деревьев в правой и левой части композиции направляют его внимание вглубь картины. Важным живописным средством мастера является свет. От освещенного фрагмента скалы и охотника в красном камзоле на первом плане взгляд зрителя следует за ружьем охотника и бегущим оленем, двигаясь по диагонали к крошечному замку вдали, но вдруг останавливается и направляется назад кроной дерева, выделяющегося черным силуэтом на фоне освещенного розоватым светом облака. Очертаниям скалы на первом плане вторят очертания облаков и крон деревьев. Контуры всех предметов тающие, воздушные. Свет, преломляющийся в облаках, создает общий теплый рефлекс.

Художник решает очень сложную живописную задачу - показывает лес при закате солнца, когда само солнце уже за горизонтом, а лес освещается отраженным светом облаков. Проходя сквозь листву деревьев, этот отраженный, неяркий свет создает богатую гамму темно-зеленых и коричневато-зеленых оттенков. Колористическое и светотеневое единство картины достигается ее сложной живописной структурой. Важную роль в тонально-цветовом построении живописи играет красный грунт, просвечивающий сквозь многократно нанесенные тонкие лессировочные и полукроющие красочные слои. Например, в затененных участках он усиливает глубину и теплоту теней. А на синем участке неба или в зеленой массе листвы красный грунт, видимый в авторских пропусках, усиливает интенсивность синего или зеленого тона, подчеркивает контрасты.

Картина Хейсманса является примером "классического пейзажа", в основе которого лежат принципы разумности, красоты и гармонии. В этом Хейсманс близок мастерам классического французского пейзажа XVII века, прежде Н. Пуссену.

Справочная информация

Грунт - в искусстве живописи и росписи - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы (дерева, холста, медной пластинки и т.д.) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества из красочного слоя. По составу различают клеевый, масляный, эмульсионный и синтетический грунт. По цвету - белый, тонированный и цветной грунт.

Классический пейзаж - пейзаж, созданный в стиле классицизм (от лат. classicus - образцовый). Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVIII- начала XIX вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В основе классицизма лежат принципы рационализма. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера.

Кроющие красочные слои - плотные, непросвечивающие слои красок, чаще в масляной живописи. Так как большинство масляных красок при относительно небольшом количестве связующего вещества обладают необходимой вязкостью, густотой. Такое качество называют кроющей способностью. Самой высокой кроющей способностью обладают белила. Лессировочные красочные слои - (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Л. обычно заканчивалось исполнение картины живописцами XVI- начала XIX вв.

Многослойная живопись - разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок (подготовительная стадия работы над картиной), прописи (основной этап), лессировки (нанесение очень тонкого слоя прозрачной и полупрозрачной краски поверх плотного красочного слоя). Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет света и цвета на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Стаффаж - (нем. Staffage, от staffieren - украшать картины фигурами), второстепенные элементы в искусстве, вводимые для оживления художественного произведения. В живописи, как правило, это небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.

Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность, т.е. создающий тональный колорит.

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Единая тональная гамма - гамма с преобладанием какого-то одного тона (основного оттенка цвета), объединяющего все тона произведения.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева