БАКАЛОВИЧ Стефан Владиславович. Биография

БАКАЛОВИЧ Стефан Владиславович (1857 - 1947) - русский художник - академист. Родился в Варшаве. Первые навыки художественного образования получил у отца - художника, преподавателя Варшавской рисовальной школы. В 1876 Бакалович переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где посещал одновременно классы В. П. Верещагина и П. П. Чистякова. Учился он блестяще и в 1881 г. закончил Академию с большой золотой медалью за картину "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков", которая дала ему право на пенсионерскую поездку за границу.

Вначале молодой художник едет в Краков, где учится у Я. Матейко, затем в Париж (1882-1883), посещает Алжир (1883). В 1883 г. он добирается до Рима и, пораженный красотой античных древностей, остается здесь навсегда. С этого времени художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Помпеях. В Россию же Бакалович регулярно отправляет на академические выставки свои новые картины. Ему сопутствует огромный успех, картины мгновенно раскупаются и в России, и в Италии. Он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И. Семирадским - кумиром широкой публики. В 1886 г. Бакалович получает звание академика исторической живописи за картины "Вечерний разговор", "Соседки", "Послание" и "Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям". Последнюю работу покупает для своей галереи П. М. Третьяков.

В 1903 г. Бакалович посещает Египет. Результатом поездки стали новые темы: "Моление Кхонсу" (1904), "Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после моления богине" (1906) и др.

Бакалович был искренне увлечен красотой и цельностью античной жизни и быта. Он "бежал" в нее от буржуазного практицизма конца XIX в. Но, по сути, он приспосабливал античность ко вкусам буржуазной публики. Его картины - это по преимуществу более или менее занимательные жанровые сценки в античных одеждах и декорациях. Не случайно В.В. Стасов порицал его за отрешенность от проблематики современной русской жизни, и "пустяковинность" мотивов.

С. В. Бакалович относится к достаточно распространенному типу художников, которые, обладая почти фотографической цепкостью глаза и замечательным мастерством, не имеют подлинной творческой оригинальности. Стремясь к красоте, они с техническим совершенством лишь внешне воспроизводят ее формы, уже существующие в искусстве.

Творчество Бакаловича все более тематически устаревает, и поэтому в 1913 г. Академия художеств отказала ему в устройстве персональной выставки. В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины кажется символичным: "Последние лучи". С этого времени связь художника с Россией обрывается. Он умер в Риме после второй мировой войны.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева