Методические рекомендации к теме «Заключение. Простейшее животное – амеба.»

Тема 7. Заключение. Простейшее животное – амеба (4 часа).

Что должно произойти с учениками по завершении этих четырех часов?

• Ученики должны узнать строение и жизненные процессы простейшего животного – амебы, применяя и конкретизируя открытые ими при изучении вводного модуля принципы устройства и функционирования живых существ.
• Ученики должны узнать устройство микроскопа и получить первый опыт работы с ним.
• Ученики должны различить внешнюю и внутреннюю среду живого существа (начало формирования понятия о внутренней среде).
• Ученики должны выделить основные этапы питания животного (поглощение пиши, или обособление части внешней среды внутри тела; расщепление питательных веществ ферментами; всасывание переваренных питательных веществ через границу во внутреннюю среду; выброс непереваренных остатков).
• Ученики должны получить первое представление о ферментах (на примере пищеварительных ферментов).
• Ученики должны получить первые представления о различии выброса непереваренных остатков и выделения отходов метаболизма (без использования термина «метаболизм», то есть, как и в предыдущих разделах, применяя временную, неточную замену – «дыхание»).
• Ученики должны получить первое представление о клетке (без называния амебы клеткой или одноклеточным живым существом).

Что дети должны делать, чтобы это произошло?

• Ученики должны зафиксировать свои предположения об устройстве простейшего живого существа.
• Ученики должны изучить устройство микроскопа и правила работы с ним.
• Сравнить свои предположения с устройством реального простейшего живого существа – амебы (для этого рассмотреть амебу под микроскопом и зарисовать ее).
• Применить свои знания о функционировании живого существа (основные жизненные процессы – дыхание, питание, газообмен, выделение) к анализу устройства амебы, предполагая, как работают ее видимые в оптический микроскоп части тела (граница – мембрана, цитоплазма с органоидами – пищеварительными и сократительной вакуолями).
• Узнать, как на самом деле происходят жизненные процессы у амебы, просматривая анимации «Передвижение амебы», «Питание амебы», «Выделение амебы».
• Нарисовать схематически этапы питания амебы, обозначая двумя разными цветами внешнюю и внутреннюю среду живого существа.
• Наблюдать и анализировать опыт, показывающий действие пищеварительных ферментов, сделать вывод о значении пищеварительных ферментов.
• На примере амебы выделить и зафиксировать основные этапы питания.
• На примере амебы сравнить выделение и выброс непереваренных остатков – этап питания.

Что может делать учитель, чтобы ученики делали именно это?

• организовать обсуждение вопроса: «Каким по размеру, по строению, по среде жизни должно быть наиболее простое животное?», чтобы ученики смогли обдумать и высказать свои предположения об устройстве простейшего живого существа (фрагменты уроков – методические материалы);
• рассказать об увеличительных приборах, об открытиях А.Левенгука;
• организовать посредством лекции или чтения текста изучение устройства микроскопа и правил работы с ним;
• обеспечить рассматривание фиксированных препаратов амебы под микроскопом и ее зарисовку – фронтально, в форме лабораторной работы, или демонстрационно, если в школе нет достаточного количества препаратов;
• при невозможности организовать лабораторную работу «Строение амебы» подготовить и провести лабораторную работу по рассмотрению иных одноклеточных животных (проще всего – живых инфузорий), иначе ученики не смогут поучиться работе с микроскопом, а, главное, - будет упущена возможность увидеть мельчайших живых существ не на экране телевизора или компьютера, где они воспринимаются как компьютерная графика, не на рисунках, а самому найти их в капле воды;
• организовать общеклассный или в малых группах анализ устройства амебы и выдвижение гипотез о функционировании видимых в оптический микроскоп частей тела амебы (граница – мембрана, цитоплазма с органоидами – пищеварительными и сократительной вакуолями);
• обеспечить учеников возможностью узнать, как на самом деле происходят жизненные процессы у амебы, организуя просмотр анимаций «Передвижение амебы», «Питание амебы», «Выделение амебы» (анимации «Передвижение амебы», «Питание амебы», «Выделение амебы»);
• дать детям задание: «Нарисовать схематически этапы питания амебы, обозначая двумя разными цветами внешнюю и внутреннюю среду живого существа, дать названия этапам питания», проконтролировать выполнение работы и ее обсуждение (фрагменты уроков – методические материалы);
• продемонстрировать опыт, показывающий действие пищеварительных ферментов, помочь ученикам сделать вывод о значении пищеварительных ферментов (фрагменты уроков – методические материалы);
• помочь ученикам на примере амебы выделить и зафиксировать основные этапы питания, понять различение внешней и внутренней среды, сравнить выделение и выброс непереваренных остатков – этап питания (фрагменты уроков – методические материалы);
• провести проверку уяснения учениками (можно фронтально) основных частей тела амебы и их функций, способности различать житейские слова и научные термины, которые произносятся так же – выделение, дыхание. (тестовое задание «Житейское и научное»).

Анимация «Передвижение амебы»

Анимация «Питание амебы»

Анимация «Выделение амебы»

Эти анимации предназначены для живой работы в ходе урока по изучению жизнедеятельности простейшего живого существа. Они демонстрируются на большом экране. У учителя есть возможность остановить процесс, обсудить, что заметили ученики, предложить им объяснить то или иное, замеченное ими, предсказать ход процесса.

Тестовые задания

Тестовое задание «Строение амебы» - представляют собой простейший тестовый вопрос – сделать 4 подписи к рисунку амебы. Его можно использовать а) для индивидуального тестирования учеников, б) для организации повторения (демонстрация на большом экране).
Тестовый вопрос «Житейское и научное» – задание предполагает противопоставление житейского употребления слов «дыхание» (вдох-выдох), выделение («любое удаление из тела»), питание («поглощение пищи») и научного, терминологического употребления этих слов.