Н.Е.Сверчков. Псарь. 1860-1870-е

Во второй половине ХIХ века особенное распространение среди других видов живописи получил бытовой жанр. Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х (в первую очередь у П.А. Федотова) жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно её зарождение и расцвет связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская бытовая живопись второй половины ХIХ века широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические вопросы. Общественный подъём шестидесятых годов, прямое воздействие революционно-демократических идей насытили жизненным содержанием и резким критическим духом реалистическое искусство той эпохи. В искусстве русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.

Увлечение жанром затронуло творчество Николая Егоровича Сверчкова, одного из самых известных анималистов второй половины ХIХ века. Сын служащего придворного конюшенного ведомства, будущий художник с детства наблюдал и рисовал с натуры самых различных животных. Не получив систематического художественного образования, он сумел самостоятельно развить своё дарование, добившись поразительного мастерства и лёгкости в изображении животных, особенно лошадей. Работы Сверчкова представляли русское искусство на всемирных выставках в Париже, Филадельфии, правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона.

Общественный интерес к народной жизни, окружение художника, в которое входил известный поэт-демократ Н.А. Некрасов, оказали сильное влияние на мировоззрение Сверчкова, который посвятил себя искусству, выбрав для изображения "русский быт, охоты и путешествия по России". Интерес к жизни крестьян, любовь к русской природе сблизили поэта и художника. Окончательно определилась социально-критическая направленность жанровых произведений тех лет - сочувственный показ тяжёлой участи народа становится главным их содержанием. Обращаясь к жанровой живописи, Сверчков останавливался на сюжетах, в разработке которых могли найти применение его знания в области анималистического жанра. Охотничья тематика в изобразительном искусстве, достигнув наибольшей популярности в означенное время, в творчестве Сверчкова впервые получила трактовку не как барской забавы, а в восприятии её крестьянством, как промысла и тяжёлого труда.

Картина "Псарь" вероятнее всего была написана Сверчковым именно в этот период. Тема безрадостной повседневной жизни мальчика-псаря раскрывается в неторопливом и немногосложном повествовании, замедленный ритм которого уже сам по себе имеет образный смысл. Одинокая, сиротливая фигура крестьянского мальчика вызывает сочувствие. В изображении понурой лошади и охотничьих собак, которых ведёт на поводу псарь, видно виртуозное мастерство Сверчкова-анималиста.

Устойчивая, несколько статичная композиция картины строится на протяжённых линиях горизонта, дороги, хмурого неба, затянутого слоистыми облаками. Художник не только стремится передать своё восприятие природы равнинной России: унылый, ненастный пейзаж не просто фон для действия, скорее активное средство выражения сочувствия судьбе обездоленного мальчика, лишённого детства. Печальные краски осеннего ненастья усиливают ощущение тоскливого одиночества, обречённости, социальной неустроенности. В литературной критике того времени подобное обличение негативных жизненных явлений получило название "социальной укоризны".

Впечатление безотрадности человеческого существования подкрепляется и цветовым строем картины: монотонным бурым цветом земли и унылым серым неба. Рисунок ещё преобладает над колоритом, цвета естественны, но несколько однообразны. Замедленный ритм композиции, выразительность силуэтов, сдержанный тональный колорит передают глубокое человеческое содержание произведения, усиливают его эмоциональное воздествие.

Картина "Псарь" является одним из лучших произведений Н.Е. Сверчкова, занимает особое место в его творческом наследии. Среди немногих, собственно жанровых произведений художника ещё меньше таких, которые были бы исполнены столь искреннего, проникновенного и сдержанного отношения автора к судьбам русского крестьянства.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева