М.Н.Воробьев. Вид Рима. Начало 1850-х

Одним из направлений романтической пейзажной живописи первой половины XIX столетия был городской пейзаж. Интересную линию развития этого жанра можно проследить в творчестве русского художника Максима Никифоровича Воробьева, мастера городского и романтического пейзажа. В своих картинах художник умело использовал и сочетал традиции классической и романтической живописи. В отличие от умозрительного "героического пейзажа" классицизма XVIII века, написанного в мастерской и обремененного грузом познавательных задач и исторических ассоциаций, с изображением любопытных и поучительных останков древности Воробьев обращается к характерному и поэтическому частному мотиву, показывающему облик современной Италии. Он постоянно совершенствовал свою живописную манеру, многие его пейзажи написаны на основе работы с натуры. Экспериментируя со светом и тенью, Воробьев часто использовал любимую романтиками тему вечернего освещения. Характерный пейзаж кисти русского художника этого времени - написанный в Италии вид, в котором всегда есть некий интимный уголок (бухта, небольшая гавань, увитая виноградом терраса, аллея) и открывающиеся за ним, как тогда говорили, "обольщения перспективы" - виды гор или морского горизонта.

В подобном ключе решен и пейзаж "Вид Рима" написанный в начале 1850-х годов. Перед нами предстает панорама Рима - "вечного города", красоты которого с давних времен привлекали к себе художников из разных стран. Не остался к ним равнодушным и Воробьев. Пейзаж "Вид Рима" относится к позднему периоду его творчества и, был написан по воспоминаниям, наброскам и этюдам, которые сделал художник во время своего путешествия по Италии.

Художников-романтиков всегда привлекали необычные состояния природы; восходы, закаты, лунная ночь. Пейзаж в этот период понимается как портрет определенной местности. Согласно требованиям романтической эстетики художник должен изображать "не вымышленный, а избранный мир".

В своей работе "Вид Рима" Воробьев, перерабатывая запас непосредственных наблюдений, воссоздает романтически возвышенный, написанный с некоторой идеализацией, но в основе своей реальный образ. Романтическое начало Воробьева выражается в поэтическом восприятии Италии как некоего счастливого мира, где человек сливается с солнечной, доброжелательной природой в неторопливом, спокойном течении своих будней.

Взгляд скользит по затененному первому плану и сразу следует в глубину, где перед нами открывается великолепный вид Рима. Закатное солнце осветило город, окутало его легкой дымкой, окрасило купол Собора святого Петра, замок Святого Ангела, стены и крыши домов, церквей и соборов в розовато-фиолетовый цвет, стерло четкие контуры зданий, придало всему окружающему нереальный возвышенный, поэтический вид.

Передний план картины погружен в тень, которая скрывает ненужные художнику, излишние подробности: украшения портика здания, лица и детали одежды прохожих, - все то, что придало бы пейзажу характер реалистического, натурного бытописания.

Все в картине пронизано легким и спокойным текущим ритмом: неторопливо идущие прохожие на первом плане, нищий старик с собакой, просящий милостыню, лениво жующие козы, медленно плывущие легкие облачка на небе.

Диагональное решение композиции пейзажа придает изображению динамичность и глубину. Изобразив на первом плане слева высокую открытую террасу, на которой стоит нарядная дама с девочкой, Воробьев не показывает справа другого здания, взгляд зрителя сразу направляется в глубину по диагонали, к куполу собора на втором плане. Отсюда взгляд переносится на здание собора Святого Петра, который является и композиционным и смысловым центром картины. Громада купола собора Святого Петра, пронизанная лучами вечернего солнца, кажется парящей над городом. Тающие в легкой дымке отдаленные холмы, медленно несущий свои воды Тибр, огромное небо, окрашенное закатными лучами в золотисто-розовый цвет, атмосфера спокойного теплого летнего дня создают романтический образ "Вечного города".

Справочная информация.

Ведута - (итал. veduta) - в искусстве XVIII - начала XIX вв. - городской пейзаж, обычно топографически точный.

Романтизм - направление в литературе, музыке, живописи и театре, возникшее в начале XIX века, боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее исторические и народнопоэтические темы.

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Замок Святого Ангела расположен на берегу Тибра неподалеку от площади Святого Петра. Первое название этого сооружения - мавзолей императора Адриана, построенный в 139 г. н.э. По своим размерам и великолепию он превосходил все остальные подобные постройки. К сожалению, от той величественной громады сохранилось немногое. Многочисленные разграбления и ожесточенные обстрелы во время многих осад потребовали некоторых укреплений, которые придали мавзолею вид настоящей крепости. Замком Святого Ангела мавзолей стали называть в VI веке н.э. Как гласит легенда, Рим опустошала страшная чума, и жители города организовали торжественную процессию, чтобы вымолить милость у Девы Марии. С неба слетел Ангел, и, сев на шпиль мавзолея Адриана, вложил меч в ножны в знак того, что милость оказана. В честь радостного события была построена капелла, а позже на шпиле мавзолея установили статую Ангела, напоминающую о чуде. Обновленное здание стали называть Замком Святого Ангела.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева