ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ. Биография

ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ (Teniers, David II). 1610, Антверпен-1690, Брюссель

Фламандский художник Давид Тенирс Младший был сыном и учеником Д. Тенирса Старшего Он жил и работал в Антверпене, где в 1632 г. был принят в антверпенскую гильдию живописцев, а с 1649 году возглавил ее. Давид Тенирс Младший был инициатором основания Антверпенской АХ (1665).

В 1651 г. Тенирс переехал в Брюссель, где служил при дворе испанского наместника эрцгерцога Леопольда-Вильгельма придворным живописцем и директором картинной галереи. Тенирс не только составил каталог коллекции эрцгерцога, но и выполнил копии многих полотен. Придворная карьера художника ознаменовалась созданием картин Герцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе (ок. 1651, версии - Мадрид, Прадо; Вена, Музей истории искусства; Мюнхен, Старая пинакотека), интересных, прежде всего, как историко-художественные документы, в которых с педантичной точностью зафиксированы многие находившиеся в галерее известные произведения.

Многочисленные произведения Тенирса разнообразны по тематике. Это пейзажи, портреты, натюрморты, сцены охоты, картины на библейско-евангельские и аллегорико-мифологические сюжеты, бытовые сцены. В раннем его творчестве проступает сильное влияние "низких" жанров А.Браувера (Музицирующие крестьяне, 1630-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен). Картины Тенирса отличаются светлой, серебристой тональностью, виртуозной, порой манерной тщательностью письма. Пейзажам Тенирса ("Горный пейзаж", 1640, Эрмитаж,Санкт-Петербург) свойственна тонкая разработка световоздушных эффектов.

Некоторые работы Тенирса имеют историко-документальный характер (Групповой портрет членов стрелковой гильдии "Oude Voetboog" в Антверпене, 1643, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Стрельба по птицам в Брюсселе, 1652, Художественно-исторический музей, Вена), в основе других - типажные стандарты. Особенно характерны для Тенирса идиллические сцены крестьянского быта и гуляний - сельские праздники и крестьянские свадьбы. Тенирс - признанный мастер многолюдных сцен - проявляет здесь также свое колористическое мастерство, связывая тональный, построенный в мягкой коричневатой гамме пейзаж с фигурками поселян, одетых в яркие нарядные одежды. Живописность и теплый юмор этих композиций превратили их в популярные символы голландско-фламандского искусства XVII века в целом. В картинах с "обезьянами, пародирующими человеческие занятия", и "искушениях св. Антония" он проявил себя как мастер "предромантического" гротеска.

Давид Тенирс Младший был чрезвычайно плодовитым мастером, оставившим после себя более 700 работ. Многие из них разошлись по королевским собраниям разных стран, стали достоянием европейских музеев. Одна из самых обширных коллекций Тенирса собрана в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева