КРУПСКАЯ (УЛЬЯНОВА), НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА (1869–1939) – участница радикального (большевистского) направления освободительного движения России, видная советская государственная и партийная деятельница, замнаркома просвещения в СССР, доктор педагогических наук (1936), одна из создательниц советской педагогики и системы народного образования в СССР.

Родилась 14 февраля 1869 в семье демократически настроенного офицера царской армии. После окончания в 1889 с золотой медалью частной гимназии кн. Оболенской поступила на математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге, подрабатывала уроками. Была по моде тех лет «толстовкой», поскольку увлекалась трудами Л.Н.Толстого. В те годы дружила с А.В.Тырковой (впоследствии известной деятельницей партии кадетов. Впоследствии она написала о Крупской: «в ней не было ни тщеславия, ни самолюбия, ни ненасытного властолюбия; Надя не каталась на коньках, не танцевала, не ездила на лодке, в ее девичьей жизни не было любовной игры, зато…был равнодушный аскетизм русской революционерки»).

В 1890 Крупская вошла в революционный марксистский кружок, с осени 1891 преподавала в Смоленской (Корниловской) вечерне-воскресной школе и на рабочих курсах за Невской заставой, вела политическую пропаганду. В 1893 познакомилась с В.И.Ульяновым (В.И.Лениным). В 1894–1895 участвовала в создании и работе социал-демократического «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы К.Маркса в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью. Ей дали партийный псевдоним «Селедка» из-за ее внешности – худобы и глаз навыкате (следствие гипотиреоза, недостатка йода и базедовой болезни щитовидной железы). Будущий муж, Ленин, звал ее немногим лучше – Миногой.

В 1896 Крупская была арестована, в 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфу, замененной по ее просьбе на с.Шушенское Енисейской губернии, куда был сослан и Ленин. На присланную от него в тюрьму телеграмму с предложением стать его женой Крупская ответила: «Ну что ж, женой, так женой». В Шушенском они обвенчались; обручальные кольца новобрачным сделал из медного пятака один из ссыльных. Крупская взяла фамилию мужа (Ульянова), но выступала публично всегда под своей девичьей фамилией, для нее это было вопросом принципа. В той же ссылке в 1899 она написала книгу «Женщина-работница», попытавшись первой в России – вслед за А.Бебелем, в 1879 опубликовавшим «Женщину и социализм», применить марксизм к оценке положения женщин.

В 1900, отбыв свою ссылку, уехала в Уфу, а оттуда в 1901 в Мюнхен, где воссоединилась с Лениным. Работала секретарем редакции газеты «Искра».

Летом 1903 – делегат 2-го съезда РСДРП. В 1904–1905 работала в отделах писем большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». Была делегаткой 3-го съезда РСДРП (апрель 1905), с мая 1905 – секретарем заграничного бюро ЦК РСДРП. В ноябре 1905 вместе с мужем вернулась в Петербург. В 1906 – делегатка 4-го съезда РСДРП, с конца 1906 – в Куоккала (Финляндия) – секретарь ЦК РСДРП. В конце 1907 вместе с Лениным эмигрировала, продолжая работать секретарем газеты «Социал-демократ» (1908–1917), сотрудничать с журналом «Просвещение». Печатала статьи в журнале «Свободное воспитание» по вопросам образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии (К вопросу о свободной школе, Следует ли мальчиков обучать «бабьему делу», Самоубийства среди учащихся и трудовая школа), обосновывая главный тезис своей педагогической системы – необходимость трудового воспитания в школе нового типа.

В 1911 – преподавала в партийной школе в Лонжюмо недалеко от Парижа, где познакомилась с И.Арманд и другими известными деятелями международного социалистического движения. В 1912, находясь в Кракове, помогала координации работы большевистской газеты «Правда», осуществляла связь с большевистской фракцией IV Государственной думы, участвовала в 6-ой большевистской конференции в Праге. В 1914 – одна из создательниц легального большевистского журнала «Работница». Изучив работы русских и зарубежных авторов по педагогике, в 1915 закончила книгу Народное образование и демократия (издана в 1917) об экономической целесообразности производительного труда в школе.

3(16) апреля 1917 вместе с Лениным вернулась в Россию, была делегаткой 7-ой Апрельской конференции большевиков, печаталась в газетах «Донецкий пролетарий» (1917–1918), «Пролетарий» (Харьков, 1917), «Солдатская правда» (Петроград, 1917–1918). В августе 1917 – делегат VI съезда РСДРП, с осени 1917 – доверенное лицо Ленина в связи с его нелегальным положением в ЦК РСДРП(б) Петербурге.

Пройдя вместе с Лениным ссылку, две эмиграции, три революции, борьбу с экономистами, меньшевиками, ликвидаторами, отзовистами, Крупская хотела вместе с ним участвовать после установления Советской власти и в строительстве нового общества. Войдя в коллегию наркомата просвещения РСФСР, став (апрель-май 1918) заместителем наркома просвещения А.В.Луначарского, она вместе с ним и М.Н.Покровским подключилась к подготовке первых декретов о народном образовании. В 1918 была избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук, тогда же стала заведовать внешкольным отделом Наркомпроса, уделяя внимание и дошкольному воспитанию. Ее вклад в борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью трудно переоценить. Согласно составленному ею проекту реформы системы образования, в РФ вводилось:

– всеобщее обязательное и бесплатное светское обучение за счет государства, связанное с производительным трудом;

– раздача школьникам бесплатных горячих завтраков, учебных пособий, оде-жды, обуви;

– врачебный надзор за школьниками и надзор гигиенистов над школьными помещениями;

– выборность учителей населением микрорайона, автономия школы;

– создание убежищ для бесприютных детей, школ для ненормальных, глухих и слепых.

Крупская настаивала также на организации профессиональных курсов на фабриках и заводах, устройстве бесплатных яслей. Ее прямой заслугой стала социальная направленность советского просвещения, определившая создание десяткой тысяч домов детского творчества, лагерей отдыха, пришкольных участков. Благодаря Крупской СССР стал первым в мире государством с развитой сетью бесплатных учреждений профессионального образования.

В то же время идею «трудовой школы» Крупская трактовала упрощенно, пафос ее критики «старого» был направлен против кадетов и их идеи школьной реформы во имя строительства гражданского общества. Предложенная ими система, при которой не власть реализует свои идейно-политические цели, а общество заказывает объем и качество образования была Крупской не по душе. Преобладание классовых интересов над демократическими и общечеловеческими сыграло роковую роль в разрушения старой школьной системы и способствовало деформациям содержания советского образования. В 1919 Крупская возглавила Центральную библиотечную комиссию, став инициатором чистки и куратором списка запрещенных книг в школьных библиотеках. В том же 1919 на пароходе «Красная звезда» участвовала в агитпоходе по Поволжью.

С 1920 по 1931 возглавляла Главполитпросвет, а также научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов, настаивая на передаче школе идеологических функций, а знаниям – придании политического характера. Вплоть до смерти Ленина участвовала вместе с ним в VII (1918) – XII (1923) съездах партии, была делегаткой II-го (1920) и IV-го (1922) конгрессов Коминтерна. Она вместе с Лениным восхищалась своей соперницей, Инессой Арманд, и когда та умерла (1920), дочь Арманд, которую в честь матери назвали Инессой, стала для Крупской самым близким человеком.

В 1922–1923, в период болезни Ленина, начался конфликт Крупской со И.В.Сталиным. Чтобы защититься от Сталина, она обращалась с письмами к старым друзьям мужа по партии, Л.Б.Каменеву и Г.Е.Зиновьеву, которых просила «оградить меня от грубого вмешательства в мою личную жизнь, недостойной брани и угроз…». С 1924 как член Центральной контрольной комиссии ВКП (б) участвовала в создании пионерской организации, во всех съездах ВЛКСМ, стояла у истоков создания системы образования и просвещения народов СССР. Преподавала в Академии коммунистического воспитания (с 1924). Была организатором добровольных обществ «Долой неграмотность», «Друг детей», председательницей Общества педагогов-марксистов.

«После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась трагически, – писал о ней Л.Д.Троцкий. – Ее революционное чутье боролось с духом дисциплины. Она пробовала сопротивляться сталинской клике и попала ненадолго в ряды оппозиции». Но войдя в нее в 1925–1926, сомневаясь вместе с Каменевым и Зиновьевым в возможности построения социализма в не созревшей для этого стране, вскоре отшатнулась от оппозиционеров, опасаясь раскола партии.

С 1927 – член ЦК ВКП(б), ВЦИК (вошла в его Совет культурного строительства) и ЦИК СССР всех созывов. В 1928 делегат VI конгресса Коминтерна. Видный публицист и оратор, она выступала на многочисленных партийных, комсомольских, профсоюзных съездах и конференциях, собраниях рабочих, крестьян, учителей, пропагандируя работы идеи Ленина. В 1931 избрана почетным членом Академии наук СССР. В 1935 – делегатка VII-го конгресса Коминтерна, тогда же награждена орденом Ленина. В 1936 стала первым в СССР доктором педагогических наук, в 1937 – депутатом и членом президиума Верховного совета 1-го созыва, в 1938 – членом его президиума.

В 1938 выступила в письме Сталину против постановления ЦК партии и СНК о введении русского языка на первом году обучения в школах национальных республик, а также ассимиляторских методов в отношении национальных окраин. В конце 1930-х возражала против политики террора, безуспешно заступалась за Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, протестовала против гонений на детей «врагов народа», пыталась противодействовать административно-командным методам. Все это вызывало неудовольствие Сталина, опасавшегося Крупской, которая та знала его небезупречное прошлое. Он даже угрожал ей представить в будущих учебниках женою Ленина не ее, а старую большевичку Е.Д.Стасову («Да-да, – добавил Сталин строго, – партия все может»; эти факты привел в мемуарах личный секретарь Сталина Б.Г.Бажанов).

Продолжавшая руководить народным образованием в России, бывшая заместителем трех наркомов просвещения, Крупская оставила 11 томов сочинений по педагогике. В них присутствует, помимо массы позитивных наблюдений, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В последний год жизни была эмоционально близка лишь с дочерью Арманд. Ее сына Крупская, которую называли «всесоюзной бабушкой», так и не заимевшая собственных детей, воспринимала как родного внука («Если бы ты знала, как мне плохо, – писала она Инессе-младшей незадолго до смерти. – Как я мечтаю понянчить внучка…»).

Крупская умерла 27 февраля 1939 в Москве в канун XVIII съезда партии, на следующий день после празднования своего 70-летия от неясного желудочного заболевания. Поскольку в газетах причиной смерти был объявлен «острый аппендицит – перитонит-тромбоз», современные историки предполагают, что она могла быть отравлена.

Похоронена в феврале 1939 в Москве у Кремлевской стены.

Ирина Пушкарева, Наталья Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Кунецкая Л.И., Маштакова К.А. Крупская. 3 изд. М., 1985
Крейдлина Л.М. Большевик драгоценной пробы. М., 1988