П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Игра в лошадки

            Жанр: Фортепианная миниатюра ре мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Многие пьесы «Детского альбома» написаны в едином стиле от начала до конца. Они демонстрируют один тип фактуры, один ритмический пульс. Именно к пьесам такого рода принадлежит «Игра в лошадки». С этой точки зрения она, как и многие другие пьесы данного цикла, сродни старинным прелюдиям, каждая из которых - это свой музыкальный образ, свой мир. Раньше, в XVIII веке, когда такой принцип композиции имел особенно широкое распространение, и пьесы цикла, например, сюиты, не имея контраста внутри себя, контрастировали друг с другом, это находилось в полном соответствии с теорией аффекта.1 В сущности, «Детский альбом» - сюита именно такого рода, и «Игра в лошадки» - яркий пример этой концепции.

            Мы знаем, что «Детский альбом» написан  в подражание Шуману. Это подражание выразилось как в ряде композиторских приемов, так и в выборе сюжетов для пьес. Последнее со всей очевидностью предстает в данной пьесе: параллелью к ней у Р. Шумана могут служить пьесы «Верхом на палочке» из фортепианного  цикла «Детские сцены» и «Смелый наездник» из «Альбома для юношества».

            Пьеса П. Чайковского написана в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошадки. Чайковский очень тонко передает игрушечность скачки лошадок: в отличие от традиционного способа передачи музыкальными средствами всевозможных скоканий и маршировки посредством четного метра, здесь используется нечетный - трехдольный (на три восьмые) размер, что звучит легко, оживленно (темп композитором указан Presto, что означает «очень быстро»), но не агрессивно.

            Единообразие, если не сказать – однообразие, с лихвой компенсируется разнообразием гармонии: почти каждая смена гармонии звучит как своего рода сюрприз – неожиданно и свежо. Это придает большой интерес пьесе, заставляет на всем ее протяжении внимательно следить за ходом событий.

            При таком внимательном слежении за гармонией можно сразу заметить, что большой раздел первой части – 24 такта (вся пьеса написана в трехчастной форме, но без контрастного материала в средней ее части) строится на так называемом органном пункте, то есть постоянно присутствующем - либо тянущемся, либо повторяющемся, как в данной пьесе - одном и том же звуке. Органные  пункты встречаются в музыке очень часто, это одно из сильнодействующих выразительных средств. Чаще всего они возникают на тонике и доминанте. Когда они на доминанте, они усиливают напряжение от ожидания возвращения в тонику. Когда они на тонике, они утверждают основную тональность в конце произведения или значительной его части. Гораздо реже органный пункт встречается на тонике в начале произведения, как мы видим (слышим) это в данной пьесе. Это требует некоего психологического обоснования, и найти его можно в том, что композитору явно хотелось создать атмосферу детской игры в небольшом замкнутом пространстве, например, в комнате. И такой органный пункт на тонике («дома») очень тонко и точно передает это настроение.

            После сравнительного долгого пребывания на одном месте басовый голос в средней части получает самостоятельное развитие, и это придает новый интерес событиям игры. Примечательно, что если на протяжении всей пьесы (в ней преобладает четырехголосное строение, изредка вертикаль аккордов уплотняется до пяти звуков) голоса движутся довольно сплоченно, то в заключительных тактах создается эффект: голоса как бы разлетаются в противоположные стороны на «затухающей» звучности.

Примечания

1 Аффект -  от лат. affectus (душевное волнение, страсть). Согласно теории аффектов, получившей широкое распространение в XVIII веке, главным, если не единственным содержанием музыки является выражение или «изображение» человеческих чувств и страстей. Особенность трактовки этой теории в эпоху барокко в том, что одна законченная пьеса выражала одно, как бы обособленное чувство (или страсть), то есть какой-то один аффект.

                                                                                                          © Александр МАЙКАПАР