ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

 

 

 Кафедра методики биологии и основ сельского хозяйства

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю:

«Основы проектирования урока по биологии  с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек, 8 класс; «Общая биология», 9 класс»

 

 

                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                            Ректор _____________

 

                                                                                          "  30   "   мая   2006 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Основы проектирования урока по биологии  с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек, 8 класс; «Общая биология», 9 класс»

 

Специальность    032400.00 Биология с дополнительной специальностью

 

Факультет  естествознания

Курс обучения                                                                  4

Семестр                                                                                7

Всего часов по учебному плану:                             24

В том числе по формам обучения:                      очная

            - лекции                                                       2

- лабораторные занятия                     10

                        - самостоятельная работа                   12

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                                8 сем.

 


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Лабораторные занятия

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Цель учебного модуля: содействие становлению специальной профессиональной компетентности будущего учителя, связанной с использованием ЦОР на уроках биологии 6,8,9 классов.

Задачи учебного модуля:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов коммуникативной компетентности, проявляющейся в умении  пользоваться компьютерной техникой и цифровыми образовательными ресурсами в процессе освоения данного модуля.

         Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении анализировать собственную педагогическую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся при организации лабораторных работ с использованием ЦОР на уроках в 6,8,9 классах; владении навыками общения с классом и малыми группами при работе с  ЦОР на учебных занятиях при изучении растений, человека и общей биологии; умении организовывать общение  учащихся между собой в ходе урока; проектировании и умении осуществлять профессиональное самообразование учителя биологии.

         Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

 - актуализация, систематизация и обобщение  знаний и умений студентов, полученных в  курсе теории и методики обучения биологии, необходимых для решения методической задачи использования ЦОР на уроках биологии в 6,8,9 классах;

- формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при проектировании уроков биологии в будущей профессиональной деятельности учителя;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР  в образовательном процессе при изучении растений, человека и общей биологии;

- формирование умений построения уроков по изучению основных царств живой природы на основе ЦОР;

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, при изучении  растений, человека и общей биологии;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к разработке методических рекомендаций  по обучению биологии в 6,8,9 классах.  

Инновационность учебного модуля состоит в: формировании целей обучения модулю в контексте компетентностного подхода; модернизации содержания учебной дисциплины «Теория и методика обучения биологии»; использовании методов обучения, основанных на интеграции ЦОР с традиционными средствами наглядности; модернизации традиционных форм обучения (лекция, лабораторный практикум) за счет внедрения ЦОР; широком использовании электронных программно-методических и технологических средств по биологии для 6-11 классов.

 

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

  Студенты должны знать: цели и задачи использования ИКТ в биологическом образовании; методические аспекты использования ИКТ в обучении биологии в школе; возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;  возможности ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии; методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Студенты должны уметь: использовать ИКТ на различных этапах обучения  биологии; применять ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии; использовать ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии; владеть методами анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

 

Распределение часов учебного модуля

по видам учебной деятельности

 

Вид учебной

Деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

в семестр

в неделю

Лекции

2

2

2

Лабораторные занятия

10

10

2

Самостоятельная работа

12

12

2

          

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

         4.1. Лекционные занятия

 

п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

1

Использование современных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе по биологии

 

2

 

Всего

2

 

         4.2. Лабораторные занятия.

 

п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах

очная

1

Электронные пособия по биологии

1

4

2

Применение ЦОР при изучении нового материала

1

2

3

Использование ЦОР на этапе контроля знаний, умений и навыков по биологии

1

2

4

Защита методических рекомендаций к урокам биологии с использованием ЦОР

1

2

 

Всего

 

8

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

 

п/п

Наименование

Номера тем

лекций

Неделя семестра,

на которой выдается задание

1

Работа в фондах библиотек, с Интернет-ресурсами по теме «ЦОР в обучении биологии». Составление информационной базы по данной теме

1

5

2

Разработка методических рекомендаций к урокам биологии с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», «Человек», «Общая биология»

1

7

3

Подготовка к защите методических рекомендаций к урокам биологии в  форме презентации

1

8-10

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

         Краткое содержание лекционного материала модуля .

1)     Сущность и значение информационно-коммуникативных технологий в обучении биологии.

2)     Понятие компьютерной компетентности: уровни, характеристика.

3)     Способы мультимедийного обучения учащихся на уроках биологии. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся средствами ЦОР.

4)     Методические особенности использования компьютерных технологий на различных этапах обучения биологии.

5)     Анализ электронных образовательных ресурсов по биологии.

 

6. Литература

         6.1. Основная.

1.     Беспалов П.В. Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения //Педагогика. 2003, № 4.

2.     Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36

3.     Дмитриева О.С., Фисенко Л.Г. Компьютерная графика и мультипликация на уроках // Биология в школе, 1997, № 5. – С.39

4.     Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 111 с.

5.     Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

6.      Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

7.     Пугал Н.А. ТСО // Биология в школе, 2003, № 7. – С.44

8.     Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

 

         6.2. Дополнительная.

1.     Абрамов В.И. Интернет-ресурсы на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 40.

2.     Бейзеров В.Б. Школа и компьютер // Педагогика. 2003, № 6.

3.     Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 – 7.

4.     Бурлова Е.Ф. Создание компьютерных презентаций в среде Power Point и использование их при обучении природоведению и биологии / Первое сентября. Биология, 2005, № 14.

5.     Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика, 2003, № 8.

6.     Журин А.А. Медиообразование. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика, 2001, № 4.

7.     Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования //Педагогика 2002, № 1.

8.     Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика, 2004, № 2.

9.     Кречетников К.Г. Особенности проектирования содержания компьютерных обучающих программ // Компьютерные учебные программы, 2002, № 2.

10. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. – Красноярск: КГУ. 2002.

11. Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика // Биология в школе, 2002, № 7.

12. Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.

13. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика, 2004, № 4.

 

 

 

 

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

п/п

Наглядное

Пособие

Вид наглядного пособия

Носитель информации

  1.  

«Экология», ООО «Дрофа», ЗАО «1С»

ЭИ

электронный

  1.  

«Биология, 6-9 классы», ООО «Кирилл и Мефодий»

БЭНП

электронный

  1.  

«Биология», для подготовки к ЕГЭ,

ООО Физикон

ЭИ

электронный

  1.  

Интегрированное межпредметное издание по естественно-научному циклу, ООО Физикон

ЭИ

электронный

  1.  

«Биология, 6-11 класс»  ГНУ РМЦ

ЭИ

электронный

  1.  

«Экология», МГИЭМ

ЭИ

электронный

  1.  

Открытая биология 2.5, ООО Физикон

Интерактивный курс

электронный

  1.  

 «Биология. Растения. 6 кл., Биология. Животные. 7 кл.», ЗАО «1С». (Разработка проекта ИСО)

Набор ЦОР

электронный

  1.  

 «Биология. Общие закономерности жизни: 9 класс», ООО Физикон. (Разработка проекта ИСО)

Набор ЦОР

электронный

  1.  

«Биология» Человек. 8 класс; «1С». (Разработка проекта ИСО)

Набор ЦОР

электронный

  1.  

«Биология» Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс; Изд-во «Мнемозина». (Разработка проекта ИСО)

Набор ЦОР

электронный

  1.  

«Биология» Человек и его здоровье. 8 класс; Изд-во «Мнемозина». (Разработка проекта ИСО)

Набор ЦОР

электронный

  1.  

Структура учебника биологии

таблица

бумажный

  1.  

Структура лабораторной работы по биологии

таблица

бумажный

  1.  

Классификация методов обучения биологии

таблица

бумажный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

         Формы контроля знаний, умений и практических навыков по модулю: задания для внеаудиторной работы, текущие тесты, интегрированный тест, курсовые работы, контрольные вопросы на экзамене по дисциплине.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

         Проведение анализа дидактических качеств ЦОР и возможностей их внедрения в образовательный процесс при изучении школьной биологии  целесообразно на лабораторных занятиях по группам.

Внедрение в традиционные формы обучения (лекция, лабораторный практикум) структурных элементов, направленных на анализ и экспертизу  электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Комплексное использование ЦОР с традиционными средствами наглядности (таблицы, иллюстрации учебника, муляжи,  модели и др.).

Апробация электронных программно-методических и технологических средств по биологии для 6-11 классов в ходе педагогической практики на 4-5 курсах.

Проверка качества усвоения учебного содержания модуля через применение комплекта компьютерных тестов на последнем лабораторном занятии.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью»

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры  методики биологии и основ сельского хозяйства и утверждена на 2006/2007 учебный год.

 

 

Протокол № 14 от 29 мая 2006г.

 

 

Заведующий кафедрой _________________   Голикова Т.В.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Общая методика обучения биологии

Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.

Учеб. пособие

М.:Издентр «Академия», 2003. – 272 с.

 Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования.

Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С.

Учебное пособие

М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 111 с.

 

Кабинет биологии.

 

Пугал Н.И., Трайтак Д.И.

Учебное пособие

М.:Просвещение, 2000. -117 с.

Проблемы методики обучения биологии

Трайтак Д.И.

Учебное пособие

 М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.

Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование.

Дубинина Н.В., Пасечник В.В.

Учебное пособие

М.: Дрофа. 2000. – 52 с.

 

Компьютерная поддержка урока биологии

Пасечник В.В.

Журнал

Биология в школе, 2002, №2.– С.30

 Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения

Беспалов П.В.

Журнал

Педагогика 2003, № 4. – С.23-25

Использование компьютерных технологий в обучении биологии

Тушина И.А.

Журнал

Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

Дополнительная литература

Мультимедиа в образовании

Смолянинова О.Г.

Учебное пособие

Красноярск: КГУ. 2002.

Интернет-ресурсы на уроках биологии

Абрамов В.И.

Журнал

Первое сентября. Биология, 2003, № 40.

Школа и компьютер

Бейзеров В.Б.

Журнал

Педагогика.-2003, № 6.

Возможности использования электронных изданий на уроках биологии

Борис С.И., Хаппаков Н.К.

Журнал

Первое сентября. Биология, 2005, № 6 – 7.

Создание компьютерных презентаций в среде Power Point и использование их при обучении природоведению и биологии

Бурлова Е.Ф.

Журнал

Первое сентября. Биология, 2005, № 14.

 

Критерии создания электронных учебных материалов

Виштак О.В.

Журнал

Педагогика, 2003, № 8.

Медиообразование. Информационная безопасность как педагогическая проблема

Журин А.А.

Журнал

Педагогика, 2001, № 4.

Информационные технологии для качественного и доступного образования

Захарова И.Г.

Журнал

Педагогика 2002.- № 1.

Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода

Коротков А.М.

Журнал

Педагогика, 2004, № 2.

Особенности проектирования содержания компьютерных обучающих программ

Кречетников К.Г.

Журнал

Компьютерные учебные программы, 2002, № 2.

Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов

Федоров А.В.

Журнал

Педагогика, 2004, № 4.


 

Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность

Тирас Х.П.

Журнал

Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.