ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П.Астафьева»

 

Кафедра методики биологии и основ сельского хозяйства

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ

дисциплины ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения биологии:

 «Основы проектирования урока по биологии с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек, 8 класс; «Общая биология», 9 класс»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

 

 

Специальность:

                                                        032400.00             Биология с дополнительной специальностью


Методические указания к лабораторным работам по учебной дисциплине «Теория и методика обучения биологии» имеют единую структуру. В нем выделены темы занятий, в каждом занятии – формируемые профессиональные умения, краткие теоретические пояснения к изучаемой методической проблеме, задания для самостоятельной работы студентов на занятии и во внеаудиторной работе, а также указаны электронные издания, с помощью которых студенты  выполняют задания.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Электронные пособия по биологии

Продолжительность -  4 часа

Формируемые умения: осваивать алгоритмы самостоятельной работы с ЦОР; оценивать дидактические качества ЦОР, предназначенных для изучения биологии в 6,8,9 классах; использовать  критериально-оценочный аппарат  в экспертизе  электронных программно-методических и  средств обучения.

I.                   Краткие пояснения

В настоящее время практика использования информационных технологий в биологическом образовании обнаруживает две тенденции:

·        применение универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач, адаптированных к школьным предметам;

·        применение обучающих или тренинговых программ, разработанных для решения узких, специальных задач образования.

Компьютерные учебные комплексы по биологии могут включать программы:

- диагностики пробелов в знаниях учащихся;

- коррекции пробелов в знаниях учащихся;

- тренинга;

- контроля усвоения;

- диагностики психологического состояния учащихся;

- тестирования;

- дистанционного образования на дому;

- непрерывного образования по информатике и информационным технологиям;

- методов самообучения;

- обеспечение внеклассной и внешкольной работы.

Структура электронного пособия включает в себя: текстовый материал, задания (с выбором ответа, с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры, с реакцией на ответ, с использованием  фото, видео и анимации, интерактивные задания и др.), цифровые ресурсы (цветные рисунки, видеофрагменты, фотографии, анимации, модели, слайд-шоу и др.).

Электронное издание должно отличаться от традиционных (полиграфических) материалов, которые позволяют:

- использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

- многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать их выполнения;

- использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

- автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам ит.д.

 

II.    Задания для самостоятельной работы

1)                 С помощью предложенного вам электронного пособия изучите тему по биологии (задание индивидуальное). Предлагаются на выбор темы из школьного курса биологии 6,8,9 классов: Классификация растений. Размножение и оплодотворение у растений. Бактерии. Общая характеристика. Опорно-двигательная система человека. Кровь и кровообращение. Обмен веществ и энергии. Моногибридное скрещивание. Биогеоценоз и его основные компоненты. Основные методы селекции растений и животных и др.

      Оцените сформированность своих умений работать с электронными пособиями, а также проблемы, с которыми вы столкнулись, при работе с пособием.

2)                 Пользуясь краткими пояснениями, ответьте на вопросы:

1.     Чем электронное пособие отличается от печатного учебника?

2.     Какие структурные компоненты выделяют в электронном пособии по биологии?

3.     Каково значение вопросов, включенных в электронный учебник?

4.     Какую функцию выполняют мультимедийные компоненты электронного учебника?

3). Познакомьтесь с разнообразием электронных пособий по биологии. В каждом из них выделите обозначенные выше структурные компоненты (работа в микрогруппам).

4). Охарактеризуйте электронные пособия. Результаты анализа занесите в таблицу.

Таблица

Характеристика электронных пособий по биологии

Электронное пособие

Текстовый материал

Количество заданий

Мультимедийные компоненты

для закрепления

для контроля

цветные рисунки

фотографии

Анимации

видеофрагменты

«Экология», ООО «Дрофа», ЗАО «1С»

 

 

 

 

 

 

 

«Биология, 6-9 классы», ООО «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

 

 

 

 

«Биология», для подготовки к ЕГЭ, ООО Физикон

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное межпредметное издание по естественно-научному циклу, ООО Физикон

 

 

 

 

 

 

 

«Биология, 6-11 класс»  ГНУ РМЦ

 

 

 

 

 

 

 

«Экология», МГИЭМ

 

 

 

 

 

 

 

Открытая биология 2.5, ООО Физикон

 

 

 

 

 

 

 

«Биология. Растения. 6 кл., Биология. Животные. 7 кл.», ЗАО «1С». (Разработка проекта ИСО)

 

 

 

 

 

 

 

«Биология. Общие закономерности жизни: 9 класс», ООО Физикон. (Разработка проекта ИСО)

 

 

 

 

 

 

 

«Биология» Человек. 8 класс; «1С». (Разработка проекта ИСО)

 

 

 

 

 

 

 

«Биология» Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс; Изд-во «Мнемозина». (Разработка проекта ИСО)

 

 

 

 

 

 

 

«Биология» Человек и его здоровье. 8 класс; Изд-во «Мнемозина». (Разработка проекта ИСО)

 

 

 

 

 

 

 

 

5). Проведение дискуссии. Обсуждается анализ электронных пособий. Определяются возможности дальнейшего совершенствования анализируемых  пособий.

 

III.  Задания для внеаудиторной работы.

1)     Изучите фонды библиотек, Web–сайты по теме «Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии». Составьте информационную базу по данной теме.

2)     Изучите краткие пояснения к занятию 2.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Применение ЦОР при изучении нового материала на уроках биологии в 6,8,9 классах.

Продолжительность -  2 часа

Формируемые умения: проектировать изучение нового материала на разных типах и видах уроков через организацию и проведение работы с ЦОР по биологии в 6,8,9 классах; научиться планировать виртуальную лабораторную работу учащихся как источник знаний.

I.                   Краткие пояснения.

     При планировании урока изучения нового материала с использованием ЦОР в 6,8,9 классах учащиеся решают соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий, переводу знаний в умения и навыки. Реализовать эти задачи возможно при организации актуализации опорных понятий, постановки познавательной задачи, восприятии и осознании нового учебного материала, осмыслении в нем связи и отношений  между формируемыми понятиями, обобщении и выводов, закреплении изученного материала. Каждый названный элемент урока имеет свою методику, соответствующую его целям и задачам. Главная задача данного типа урока – формирование новых знаний и умений.

     На уроке изучения нового материала возможен такой вид деятельности как лабораторная работа, которая является основанием для выделения вида урока. На лабораторном уроке основным источником знаний является организованная учителем практическая деятельность школьников, в ходе которой формируются основные понятия изучаемого материала. Для успешного ее выполнения необходимо предварительная подготовка раздаточного материала, инструктивная карточка, включающая последовательность выполнения работы, обобщение знаний.

     Мультимедийная лабораторная работа может быть организована в классе, где каждый ученик сидит за отдельным компьютером или размещается группами по два человека. Данный вид работы  способствует развитию личного познавательного опыта ученика и усвоению понятий, умений и навыков.

 

II. Задания для самостоятельной работы.

1). Пользуясь краткими пояснениями, ответьте на вопросы:

1.     Какие задачи решает урок изучения нового материала?

2.     Какова структура урока изучения нового материала?

3.     По какой схеме можно проводить лабораторные занятия?

4.     Каково значение мультимедийных лабораторных работ по биологии на уроке изучения нового материала?

2)     Познакомьтесь с содержанием электронных носителей по теме изучения нового материала. Обратите внимание на насыщенность и целесообразность динамического представления информации в пособии. Выясните  место ЦОР на уроке (работа в парах сменного состава).

3) Разработайте план урока по теме («Строение растительной клетки», Почка – зачаточный побег растения»,  «Видоизменения подземных побегов», «Строение, состав и соединение костей», «Эритроциты»,  «Пищеварение в ротовой полости», «Деление клетки. Митоз», «Приспособленность организмов к среде обитания» и др.):

·        выделите систему понятий урока;

·        определите задачи урока;

·        отберите оборудование и средства наглядности к уроку;

·        определите методы ведения урока;

·        определите ход урока. Спланируйте его структурные элементы;

·        разработайте вопросы и задания на закрепление. Содержание вопросов и заданий с использованием ЦОР не должно дублировать содержание вопросов и заданий учебника.

4) Познакомьтесь с раздаточным материалом к лабораторной работе с использованием ЦОР, спланируйте ее.

При планировании лабораторной работы определите ее задачи, объекты наблюдения, организацию, проверку выполнения, выводы, которые должны сделать учащиеся на основе ее проведения с  использованием ЦОР.

 

III. Задания для внеаудиторной работы.

1)      Спроектируйте сценарий урока биологии  с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек», 8 класс; «Общая биология», 9 класс. Тема урока определяется  студентом по выбору (задание для работы в парах, на две недели).

2)     Изучите краткие пояснения к занятию 3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема:  Использование ЦОР на этапе контроля учебных достижений учащихся по биологии в 6,8,9 классах.

Продолжительность -  2 часа

Формируемые  умения: планировать проверку знаний, умений и навыков на разных  типах и видах уроков; формулировать вопросы и задания для контроля усвоения с использованием ЦОР.

 

I.Краткие пояснения

Задачи применения ЦОР при контроле учебных достижений на уроках биологии в 6,8,9 классах:

·        обеспечить обратную связь  в обучении;

·        обеспечить индивидуализацию учебного процесса;

·        повысить наглядность процесса обучения;

·        моделировать изучаемые процессы и явления;

·         организовывать коллективную и групповую работу.

         Применение ЦОР при самостоятельной работе с целью проверки и самоконтроля учебных достижений возможно при первичном ознакомлении с материалом, при работе на основе приобретенных знаний, при обобщении систематизации знаний. Одним из вариантов может быть использование специальных контрольных или обучающих программ по отдельным вопросам или темам, где предусмотрен контроль после изучения каждой порции информации.

         Контроль позволяет повысить усвоение знаний, совершенствовать их. Кроме того, его надо   рассматривать и как одно их средств воспитания чувства ответственности в любой работе и способности безошибочно выполнять действия интеллектуального или трудового характера.

II.                Задания для самостоятельной работы

1) Подготовьте ответы на следующие вопросы:

В чем особенности компьютерного учета знаний, умений и навыков?

Чем отличается компьютерный контроль от других видов контроля знаний?

     2) Познакомьтесь с разнообразием контрольных вопросов и заданий в  электронных носителях по темам: «Корень», «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Царство Грибы», «Мочевыделительная система»,  «Нервная система», «Индивидуальное развитие человека»,  «Основы учения о клетки», «Основы учения о наследственности изменчивости», «Происхождение жизни и развитие органического мира» (задание для минигрупп). Дайте характеристику контрольно-измерительным материалам. Выясните  их  место на уроке.

     3) Пользуясь учебными программами I, II, III вариантов и соответствующими электронными пособиями (раздел определяется выбором студента),  спроектируйте содержание, методику организации и проведение контроля учебных достижений учащихся на уроке биологии в 6,8,9 классах.

III. Задания для внеаудиторной работы.

1)     Подготовиться к публичной защите  методических рекомендаций уроков биологии в 6,8,9 классах с использованием ЦОР. Темы уроков: «Цветок, его строение и значение», «Фотосинтез»,  «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение», «Строение и функции сердца», «Энергозатраты человека: основной и общий обмен», «Орган  зрения», «Биосинтез белка», «Современные представления об эволюции органического мира», «Этапы эволюции человека» и др.

2)     Изучите краткие пояснения к занятию 4.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Защита  презентаций методических рекомендаций

уроков биологии с использованием ЦОР

Продолжительность -  2 часа

Формируемые умения: презентовать методические рекомендации к урокам биологии  6,8,9 классов с использованием ЦОР; доказывать целесообразность применения ЦОР на данном уроке, формировать мультимедийное портфолио.

I.Краткие пояснения

Защита методических рекомендаций к уроку с использованием ЦОР – это демонстрация результатов  самостоятельной работы студентов. В ходе защиты студенты излагают полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проектирование урока, учатся доказывать  свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Существуют определенные процедуры защиты работы:

1.                                 Открытие итоговой презентации (приветствие преподавателя, уточнение порядка выступления студентов).

2.                                 Выступления студентов и оппонирование. Проект представляется индивидуально, но не более 5 минут.

3.                                 Итоговое обсуждение (рефлексия, выступления гостей, постановка задач на дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование, оценки).

 

II. Ход занятия

1. Защита методических рекомендаций уроков биологии с использованием ЦОР.

Правила защиты:

- время выступления – презентации: 5-7 минут;

- время на обсуждение: после презентации дается время (7-10 минут) на обсуждение, в котором принимают участие все участники.

- форма обсуждения: после завершения презентации начинается обсуждение, которое проводится по принципу «черно-белого» оппонирования. Под «черно-белым» оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

·        Перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

·        Перечислить два момента, требующих доработки;

·        Внести свои предложения по усовершенствованию урока;

·        Сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление, согласно оценочной таблицы. После окончания презентации не забудьте подсчитать итоговое количество баллов.

 

Критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к уроку

Критерии оценивания

Параметры критерия

Максимальный балл

Оценка

группы

Оценка преподавателя

Целеполагание

Грамотность формулирования дидактических целей

Грамотность формулирования методических задач

3

3

 

 

Обоснование выбора ЦОР

Знание критериев оценки дидактических качеств ЦОР

Грамотное применение критериев оценки для выбора ЦОР

 

3

 

6

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество

Грамотность формулировок вопросов для фронтальной беседы 

9

 

6

 

 

Проектирование хода урока

Наличие и качество ориентировочно-мотивационного этапа

Учет санитарно-гигиенических норм по непрерывной работе учащихся за компьютером

Наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе

Наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа

6

 

6

 

6

6

 

6

 

 

Качество презентации

(технический аспект)

Грамотный вывод текстовой информации

Использование графической информации, содержательно связанной с излагаемым материалом

Отсутствие информационных шумов

Уместное использование анимационных эффектов

Структурирование презентации с помощью гиперссылок

3

 

3

3

3

 

3

 

 

Качество презентации

(выступление

студента)

Логичность изложения материала

Обоснованность эффективного достижения поставленных целей и задач

Наличие выводов

Уровень владения материалом, отражаемый в ответах на вопросы аудитории

3

 

3

3

 

6

 

 

Итоговая оценка презентации:

81-90 баллов –  методические рекомендации готовы к апробации в учебном процессе

72-80 баллов –  методические рекомендации требуют незначительной доработки

63- 79 баллов –  методические рекомендации требуют существенной доработки

Менее 63 баллов – необходима переработка методических рекомендаций  

 

     После обсуждения презентаций студенты обмениваются электронной информацией, обмениваются содержанием своих мультимедийных портфолио.

     2. Итоговое тестирование по теме «Использование современных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе по биологии».


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1. Учебные цели и задачи работы

Курсовая работа – это теоретическое или экспериментальное исследование по определенной теме, относящееся к научной проблеме проектирования уроков биологии с использованием ЦОР. Тема курсовой работы должна быть актуальной и содействовать становлению специальной профессиональной компетентности будущего учителя биологии на основе овладения содержанием модуля.

         Выполнение курсовой работы способствует:

- систематизации и обобщению  знаний и умений студентов, полученных в  курсе теории и методики обучения биологии, необходимых для решения методической задачи использования современных инновационных технологий, соответствующей специальному уровню профессиональной компетентности учителя;

- формированию системы знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения школьной биологии в будущей профессиональной деятельности учителя;

- развитию умений оценки дидактических качеств ЦОР  в образовательном процессе по биологии;

- формированию умений построения уроков по изучению основных царств живой природы на основе ЦОР;

- мотивации научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, при изучении школьной  биологии.

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

Непосредственное выполнение курсовой работы начинается с планирования. План на основе анализа литературы по избранной теме предусматривает постановку цели исследования, формулировку задач, выбор методов исследования, организационное планирование эксперимента и определение его объема.

При выполнении курсовой работы необходимо проработать психолого-педагогические аспекты изучаемой проблемы, этапы педагогического эксперимента.

В ходе работы над исследованием рекомендуется работа с журналами «Биология в школе», «Естествознание в школе», «Первое сентября. Биология», ВИНИТИ «Биология», «Педагогика», «Информатика и образование», «Компьютер в школе», «Компьютерные учебные программы и инновации», каталоги педагогических программных средств, Интернет-сайты.

3. Объем теоретической части курсовой работы составляет 20-25 страниц стандартного машинописного текста, включающий список  литературы. Текст во всех случаях должен быть понятен для  чтения и не содержать грамматических ошибок. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа. Сокращения слов должны быть общепринятыми.

4. Порядок выполнения экспериментальной частей работы включает описание всех методик, которые были использованы в ходе эксперимента. Необходимо указание применяемых специализированных компьютерных сред и программ, на основе которых студент использовал электронный образовательный ресурс учебного назначения. Здесь же необходимо привести методы статистической обработки результатов эксперимента.иализированных компьютерных сред и программ, на основе которых автор разрабатывал электронный образовательный ресурс учебног

5. Методика анализа полученных результатов.

В этой части курсовой работы подробно описываются результаты проведенного эксперимента и его обсуждение в соответствии с поставленными в работе целями и задачами. Результаты могут быть представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п. с указанием погрешности измерений, позволяющих оценить достоверность полученных результатов.

6. Порядок оформления пояснительной записки к курсовой работе.

В пояснительной записке обосновывается актуальности и новизна исследуемой проблемы, оценивается ее многогранность, противоречивость и т.д.. Доказывается необходимость ее исследования. В этом разделе кратко характеризуется современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа. Здесь же следует показать границу знания оп данной теме и то, что еще не исследовано или находится в противоречиях.  Исходя из сказанного, формулируется цель работы и ее задачи, которые будет решать студент при освещении данной темы. На данный раздел отводится 1-3 страницы.

7. Время и место консультаций по работе.

Руководитель утверждает студенту  календарный план выполнения работы, проводит консультации, помогает в организации эксперимента, уточняет программу педагогической практики с учетом задач исследования и использования полученных результатов в школьном образовательном процессе. Руководитель проверяет выполнение курсовой работы по этапам и в целом дает письменный отзыв на работу.

8. Порядок подготовки и защиты работы.

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании кафедры. Для доклада студенту предоставляется не более 7-10 минут, в которое не входит зачитывание выводов и ответы на вопросы. В докладе необходимо отразить актуальность работы, использованные в работе методы исследований, основные полученные результаты и выводы. При изложении доклада необходимо использовать фрагменты компьютерных программ, таблицы, схемы и другие средства наглядности. При подготовке к  выступлению доклад должен быть написан, его содержание согласовано с руководителем. Во время защиты доклад лучше рассказывать, а не читать. Предварительно можно выписать начало ключевых фраз и тезисы выступления. Зачитать можно цели и задачи исследования и выводы.

9. Тематика курсовых работ по дисциплине:

1.     «Использование ЦОР при изучении строения и многообразия покрытосеменных растений в школе»,

2.     «Использование ЦОР при изучении жизни растений»,

3.     «Возможности ЦОР при изучении классификации растений», 

4.     «Оптимизация изучения грибов посредством инновационных технологий»,

5.     «Возможности ЦОР при изучении бактерий», 

6.     «Оптимизация изучения воспроизведения и индивидуального развития человека посредством инновационных технологий»,

7.     «Использование ЦОР при изучении происхождении человека»,

8.     «Возможности ЦОР при изучении обмена веществ и энергии человека»,

9.      «Оптимизация изучения биологических и социальных аспектов личности человека посредством инновационных технологий»,

10. «Оптимизация изучения воспроизведения и индивидуального развития человека посредством инновационных технологий»,

11. «Возможности ЦОР при изучении строения клетки»,

12. «Оптимизация изучения размножения организмов посредством инновационных технологий»,

13. «Оптимизация изучения эволюционного учения посредством инновационных технологий»,

14. «Использование ЦОР при изучении основ экологии»,

15. «Возможности ЦОР при изучении биосферы» и др.

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании.

2.Информационные и коммуникационные  технологии в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии.

3.Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

4.Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения по биологии.

 

Заведующий кафедрой __________________________ Голикова Т.В.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11

 

1.     Урок – основная форма обучения биологии Функции урока и требования к нему.

2.     Информационные и коммуникационные  технологии в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии.

3.     Разработайте план вводного урока в раздел «Человек».

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17

 

1.     Фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения по биологии. Их характеристика.

2.     Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3.     .Разработайте план обобщающего урока по теме: «Многообразие позвоночных животных».

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

 

1.     Современное содержание  школьного курса биологии. Вариативные программы, их характеристика.

2.     Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения по биологии.

3.     Разработайте план урока изучения нового материала по теме: «Классы Рыб».

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25

 

1.     Понятие методов обучения биологии. Классификация методов.

2.     Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании.

3.     Разработайте план урока на тему: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые».

 

 

 

 

                                                                                                      Заведующий кафедрой ________________________ Голикова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

 

Специальность:

                                                       032400.00              Биология с дополнительной специальностью


ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

I вариант

 

1. Укажите группу технологий по классификации Г.К. Селевко, к которой относят информационно-коммуникационные технологии обучения:

а) личностно-ориентированные технологии;

б) технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся;

в) технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса;

г) технологии взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

 

2. Использование ИКТ на уроке биологии нецелесообразно, если ...

а) требуется индивидуализировать процесс обучения;

б) невозможно показать на доске анимационные иллюстрации;

в) необходимо выдать на экран текстовый фрагмент значительного объема;

г) нужен быстрый поиск информации в большом ее массиве.

 

3. Мультимедийные методы обучения биологии обладают признаками методов:

а) словесных (учащиеся слушают, учитель рассказывает);

б) наглядных (учащиеся наблюдают, учитель демонстрирует);

в) практических (учащиеся осуществляют деятельность, учитель руководит);

г) комплексных (сочетание словесных, наглядных и практических).

 

4. Укажите, к какому виду обучающих программ относится ЭИ «Биология. 6-9 классы, ООО Кирилл и Мефодий»:

а) программы-тренажеры;

б) предметные поурочные курсы;

в) электронные учебники;

г) контролирующие программы.

 

5. ИКТ на уроке биологии не может полностью заменить традиционные методы и средства обучения потому, что:

а) ИКТ не позволяют изучать живые организмы в естественной среде обитания;

б) ИКТ позволяют моделировать сложные биологические процессы;

в) ИКТ повышают эффективность процесса обучения;

г) ИКТ повышают мотивацию.

 

6. Укажите виды ЦОР сложной структуры, которые могут быть использованы на уроке биологии:

а) программы тренажеры;

б) контролирующие программы;

в) моделирующие программы;

г) демонстрационные программы.

 

7. Для осуществления итоговой аттестации учащихся по биологии наиболее целесообразно использовать:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

8. Методист, один их первых применивший ИКТ в процессе обучения биологии – ...

а) В.В. Пасечник;

б) В.В. Сивоглазов;

в) А.И. Никишов;

г) Н.М. Верзилин.

 

9. Укажите диск, который наиболее целесообразно использовать для организации самостоятельной деятельности учащихся:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

10. Увеличение количества электронных изданий по школьному курсу биологии обусловлено:

а) государственным заказом на создание ЭИ;

б) небогатым выбором средств наглядности;

в) несоответствием содержания традиционных таблиц на печатной основе содержанию программного материала.

 

11. Укажите диск, который может быть наиболее эффективно использован для элективного курса по биологии в старшей школе:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

12.     Учащийся работает с компьютерной мультимедийной программой по изучению влияния света на растительные организмы и выясняет оптимальную освещенность, требуемую для растений различных экологических групп. Укажите методы, которые использует школьник:

а) экспериментирование;

б) опытничество;

в) моделирование;

г) наблюдение.

 

13. Работая с диском «Открытая биология 2,5», ООО Физикон, учащийся составил по теме «Систематика организмов» иерархическую схему взаимоотношений в царства растений, которая правильно выглядит как ...

а) вид – род – семейство – класс – царство;

б) род – вид – семейство – класс – царство;

в) вид – семейство – род – класс – царство;

г) род – семейство – вид – класс – царство.

 

14. Закончите предложение:

Тексты электронного учебника, необязательные для изучения, называются … дополнительными

 

15. Закончите предложение:

Тексты электронных изданий, раскрывающие систему ведущих понятий темы, курса, называются … основными

 

16. Фрагмент анимации «Кровообращение у позвоночных животных» ЭИ «Открытая биология, 2.5, ООО Физикон» позволяет сформировать понятия:

а) систематические;

б) физиологические;

в) экологические.

 

17. Для организации изучения биологического материала по модульному принципу целесообразнее всего использовать ...

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

18. Укажите диск, который наиболее целесообразно использовать для формирования  эволюционных представлений:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

19. Укажите диск, который наиболее целесообразно использовать для формирования  морфолого-анатомических понятий при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения»:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

20. Для полноценной реализации принципа наглядности в процессе обучения биологии в 8 классе наиболее целесообразно использовать ...

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

 

II вариант

 

1. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения в 8 классе с использованием ЦОР выражается:

а) в высоком уровне самостоятельности в учебной деятельности школьников;

б) в самостоятельном анализе  фактов и обоснованности  выводов по проблеме сохранения и поддержания здоровья;

в) в активности учащихся на уроке;

г) в творческом характере выполнения домашних заданий.

 

2. Укажите диск, использование которого предусматривает пробные описания методик работы по нескольким видам уроков с использованием компьютерных моделей и сравнение разных составляющих мультимедийного курса при различных режимах использования компьютерной техники на уроке:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

3. Укажите диск, использование которого в 8 классе наиболее целесообразно при соединении коллективной учебной работы с индивидуальным подходом:

а) БЭНП «Биология 6-9 классы» OОО «Кирилл и Мефодий»;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

4. Укажите диск, который наиболее целесообразно использовать для формирования  эволюционных представлений:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

5. Электронное издание «Биология, 6-11 класс», ГНУ РМЦ является частью учебно-методического  комплекса. Его можно рационально использовать при изучении биологии в 8 классе:

а) для подготовки учителя к урокам;

б) для  сопровождения уроков;

в) для  интерактивных учебных занятий;

г) для составления рефератов учащимися.

 

6. Укажите диски, применение которых наиболее целесообразно при систематизации и обобщении знаний о человеческом организме:

а) БЭНП «Биология 6-9 классы» OОО «Кирилл и Мефодий»;

б) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

7. Для осуществления полового воспитания юношей и девушек при изучении курса «Человек и его здоровье» наиболее целесообразно использовать диски:

а) БЭНП «Биология 6-9 классы» OОО «Кирилл и Мефодий»;

б) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

в) интегрированное межпредметное ЭИ по естественно-научному циклу (биология, химия, экология), ООО "Физикон";

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

8. В целях создания собственных электронных продуктов по курсу «Человек и его здоровье» возможно эффективное использование материалов дисков:

а) БЭНП «Биология 6-9 классы» OОО «Кирилл и Мефодий»;

б) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

в) интегрированное межпредметное ЭИ по естественно-научному циклу (биология, химия, экология), ООО "Физикон";

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

9. Определите типы уроков по дидактическим задачам, на которых целесообразно применение ЦОР при изучении общей биологии:

а) вводный;

б) раскрывающий содержание темы;

в) комбинированный;

г) обобщающий.

 

10. В разделе «Общая биология» с помощью ЦОР формируются следующие категории понятий:

а) морфолого-анатомические;

б) эволюционные;

в) популяционно-видовые;

г) медицинские.

 

11. Укажите диски, использование которых наиболее оптимально при изучении экологических понятий:

а) БЭНП «Биология 6-9 классы» OОО «Кирилл и Мефодий»;

б) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Экология», МГИЭМ.

 

12. Для организации изучения биологического материала по модульному принципу целесообразнее всего использовать ...

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

13. ЭИ «Экология», ООО «Дрофа» наиболее целесообразно использовать при изучении биологии в старших классах:

а) для подготовки учителя к урокам;

б) для  сопровождения уроков;

в) для  интерактивных учебных занят;

г) для составления рефератов учащимися.

 

14. Использование ИКТ на уроке биологии нецелесообразно, если ...

а) требуется индивидуализировать процесс обучения;

б) невозможно показать на доске анимационные иллюстрации;

в) необходимо выдать на экран текстовый фрагмент значительного объема;

г) нужен быстрый поиск информации в большом ее массиве.

 

15. Укажите диск, который наиболее целесообразно использовать для организации самостоятельной деятельности учащихся:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

16. Укажите, к какому виду обучающих программ относится ЭИ «Биология. 6-9 классы, ООО Кирилл и Мефодий»:

а) программы-тренажеры;

б) предметные поурочные курсы;

в) электронные учебники;

г) контролирующие программы.

 

17. Закончите предложение:

Тексты электронного учебника, необязательные для изучения, называются … дополнительными

 

18. Увеличение количества электронных изданий по школьному курсу биологии обусловлено:

а) государственным заказом на создание ЭИ;

б) небогатым выбором средств наглядности;

в) несоответствием содержания традиционных таблиц на печатной основе содержанию программного материала.

 

19. Фрагмент анимации «Кровообращение у позвоночных животных» ЭИ «Открытая биология, 2.5, ООО Физикон» позволяет сформировать понятия:

а) систематические;

б) физиологические;

в) экологические.

 

20. Укажите диски, использование которых наиболее целесообразно при введении и изучении понятий об анатомическом строении человека  в 8 классе:

а) ЭИ «Биология 6-11», ГНУ РМЦ;

б) ЭИ «Экология», МГИЭМ;

в) ЭИ по  дисциплине «Биология» для подготовки к ЕГЭ, ООО «Физикон»;

г) ЭИ «Открытая биология 2,5», ООО «Физикон».

 

Ключи к заданиям (для проверяющего):

 

I вариант

II вариант

1. в

1. а, б, в, г

2. в

2. г

3. г

3. а

4. а

4. а

5. а

5. а, б, в, г

6. а, б, в, г

6. а, б, г

7. в

7. а, в

8. а

8. а, б, г

9. а

9. а, б, в, г

10. а, б, в

10. б, в

11. б

11. а, г

12. в

12. а

13. а

13. а, б, в, г

14. дополнительными

14. в

15. основными

15. а

16. б

16. в

17. а

17. дополнительными

18. а

18. а, б, в

19. а

19. б

20. а

20. а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий кафедрой __________________________ Голикова Т.В.