ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

 

 

Кафедра методики биологии и основ сельского хозяйства

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ

дисциплины ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения биологии:

 «Основы проектирования урока по биологии с использованием ЦОР при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек, 8 класс; «Общая биология», 9 класс»

 

 

Специальность:

                                               032400.00                   Биология с дополнительной специальностью

Квалификация:

Учитель биологии

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля.

Аудиовизуальные  технологии  обучения. Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.

         2. Цель учебного модуля: содействие становлению специальной профессиональной компетентности будущего учителя, связанной с использованием ЦОР на уроках биологии 6,8,9 классов.

  3. Задачи учебного модуля:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов коммуникативной компетентности, проявляющейся в умении  пользоваться компьютерной техникой и цифровыми образовательными ресурсами в процессе освоения данного модуля.

         Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении анализировать собственную педагогическую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся при организации лабораторных работ с использованием ЦОР на уроках в 6,8,9 классах; владении навыками общения с классом и малыми группами при работе с  ЦОР на учебных занятиях при изучении растений, человека и общей биологии; умении организовывать общение  учащихся между собой в ходе урока; проектировании и умении осуществлять профессиональное самообразование учителя биологии.

         Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

 - актуализация, систематизация и обобщение  знаний и умений студентов, полученных в  курсе теории и методики обучения биологии, необходимых для решения методической задачи использования ЦОР на уроках биологии в 6,8,9 классах;

- формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при проектировании уроков биологии в будущей профессиональной деятельности учителя;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР  в образовательном процессе при изучении растений, человека и общей биологии;

- формирование умений построения уроков по изучению основных царств живой природы на основе ЦОР;

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, при изучении  растений, человека и общей биологии;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к разработке методических рекомендаций  по обучению биологии в 6,8,9 классах.  

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности: Модуль непосредственно связан с содержанием обучения дисциплин: ОПД.Ф.01  Психология, ОПД.Ф.02 Педагогика, ДПП.Ф.01  Ботаника с основами фитоценологии, ДПП.Ф.05  Анатомия и морфология человека, ДПП.Ф.12 Теория эволюции, ДПП.Ф.13 Общая экология.

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В результате изучения данного модуля у студента развиваются

 -  ключевые компетентности, проявляющиеся в умении  пользоваться компьютерной техникой и цифровыми образовательными ресурсами в процессе освоения данного модуля;

- базовые компетентности, проявляющиеся в умении анализировать собственную педагогическую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся при организации лабораторных работ с использованием ЦОР на уроках 6,8,9 классах; владении навыками общения с классом и малыми группами при работе с  ЦОР на учебных занятиях; умении организовывать общение  учащихся между собой в ходе урока; проектировании и умении осуществлять профессиональное самообразование учителя;

- специальные компетентности, проявляющиеся в овладении содержанием и методикой  применения ЦОР на различных структурных элементах урока биологии;  умении анализировать содержание цифровых образовательных ресурсов по определенным темам школьной биологии по дидактическим критериям ЦОР;  проектировании деятельности учителя и учащихся на уроках биологии с использованием ЦОР; использовании комплексных методов и приемов обучения, представляющих собой сочетание традиционных способов обучения и способов с использованием ЦОР.

5*. Студенты должны знать:

- цели и задачи использования ИКТ в биологическом образовании;

- особенности использования ИКТ при обучении биологии в школе;

- возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;

- возможности ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии;

- методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Студенты должны уметь:

- использовать ИКТ на различных этапах обучения  биологии;

- применять ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии;

- использовать ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии;

- владеть методами анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·        рабочая программа  учебного модуля;

·        учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекции;

- лабораторные занятия.

·        методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- компьютерные тесты;

- курсовые работы;

- экзаменационные вопросы;

- варианты экзаменационных билетов по теме модуля.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Проявляется в формировании целей обучения модулю в контексте компетентностного подхода

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Модернизация содержания учебной дисциплины «Теория и методика обучения биологии».

7.3.Инновационность по методам обучения

Методы обучения, основанные на интеграции ЦОР с традиционными средствами наглядности.

7.4. Инновационность по формам обучения

Модернизация традиционных форм обучения (лекция, лабораторный практикум) за счет внедрения ЦОР .

7.5.Инновационность по средствам обучения

Широкое использование электронных программно-методических и технологических средств по биологии для 6-11 классов.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Материалы анализа и экспертизы электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения могут  быть вариативно использованы в практической деятельности  учителей биологии;

8.2. Освоение модуля позволит студентам получить определенное количество баллов, учитывающихся при итоговом рейтинг-контроле по дисциплине «Теория и методика обучения биологии».

9. Список авторов элементов комплекта УММ: 

Голикова Татьяна Валерьевна, к. пед. наук,  доцент кафедры методики биологии и основ сельского хозяйства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»;

Галкина Елена Александровна, к. пед. наук,  доцент кафедры методики биологии и основ сельского хозяйства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»

10. При разработке УММ к учебному модулю учитывались: 

ГОС по специальности «032400.00 Биология с дополнительной специальностью», стандарт учебно-методического комплекса дисциплины в КГПУ им. В.П.Астафьева, стандарт модульно-рейтинговой системы подготовки студентов в КГПУ им. В.П.Астафьева.