А.П. Боголюбов. Вёль. 1887

Этюд Алексея Петровича Боголюбова "Вель" относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже художники воспроизводили реальные или воображаемые виды сельской местности, городов, архитектурных построек, морских видов (такой пейзаж называется мариной) и т.п.

В этой работе Боголюбов изобразил один из уголков маленького городка Веля на севере Франции в Нормандии. В центре - ручей, поросший по берегам деревьями и кустарниками, через который перекинут деревянный мостик. На мостике - дама в белом платье. Колорит этой работы построен на изысканных сочетаниях холодноватых зеленых, голубых и розоватых тонов. Обращение Боголюбова к обыденному мотиву, правдивая передача увиденного позволяет отнести этот этюд к реалистическому направлению. Северное побережье Нормандии с его безбрежным морем и плоскими, круто обрывающимися скалистыми горами притягивало в середине и второй половине XIX века многих европейских художников. Здесь работали Э. Буден, Я.Б. Йонгкинд, Ж.Д.Г. Курбе, К. Моне и многие другие.

Особо любим был многими европейскими живописцами Вёль. Боголюбов советовал работать здесь жившим во Франции молодым русским художникам. Атмосферу, царившую в Веле, так воссоздает в одном из своих писем побывавший в городке в 1874 году К.А. Савицкий: "Всяких любителей, потребителей и самих художников было там такое множество, что доходило до смешного: выйдешь на этюд, так всюду рассажены точно грибы или что-нибудь похуже; весь тамошний сельский люд так проникнут художественным сознанием, настолько цивилизован, что вы встречаете в каком хотите задворке и огороде бедняка полное сочувствие и содействие во всем, что вам вздумается". И.Е. Репин, побывавший там также в том же году, писал: "Не могу удержаться от восторга! Так хорош Вель. Места во всяком роде восхитительные. […] Пейзажи на каждом шагу, и разнообразие необыкновенное, во всяком роде есть; есть и замок вроде наших исторических хуторов, очень напоминает Малороссию. […] Речка чистейшей воды… […] А море! Просто чудеса!". В Веле бывали также русские художники - В.Д. Поленов, А,К. Беггров, М.И. Доливо-Добровольский, А.А. Харламов.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа, при этом отчетливо выявив его связь с современным ему западноевропейским искусством. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов барбизонской школы и К. Коро (со многими из них он был знаком лично), и одного из своих учителей, немецкого художника дюссельдорфской школы А. Ахенбаха.

"Вёль" близок к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения. Этот этюд можно назвать этюдом-картиной. Он является вполне законченным, самостоятельным произведением, в нем практически стерта грань между этюдом и картиной. В этом Боголюбов следовал данному еще в 1850-х годах совету французского художника К. Коро, о чем писал в своих воспоминаниях "Записки моряка-художника": "Садясь за этюд, всегда думать о его картиности". Такие работы были особо ценимы самим художником.

Но при этом манера, в которой написан этот этюд, довольно свободна. Художник пытается передать солнечный свет, воздух. Несомненно, в этом сказалось влияние импрессионизма, расцвет которого во Франции падает на 1870-е годы. Отметим, что Боголюбову не был близок метод работы импрессионистов в целом.

Барбизонская школа. Группа французских художников-реалистов середины XIX века. Многие из них любили писать с натуры этюды в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Среди них - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Тройон. Барбизонцы опирались на наследие голландских живописцев XVII века, английских пейзажистов начала XIX века (Д. Констебла, Р. Бонингтона), а также развивали реалистические тенденции французских пейзажистов XVIII - начала XIX века (в том числе и романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа). Художники барбизонской школы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света, воздуха. Они стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, добивались ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей.

Дюссельдорфская школа. Одна из наиболее значительных провинциальных немецких школ живописи. Она сложилась в связи с основанием Академии художеств в 1819 году в городе Дюссельдорфе. Деятельность Академии ее первый директор П. Корнелиус направлял в русло академизированного романтизма. Во второй трети - середине XIX века в дюссельдорфской школе выделились различные течения: связанное с национально-исторической тематикой, трактовавшейся в романтическом духе (К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт, А. Ретель, К.Ф. Лессинг), реалистический пейзаж (А. и О. Ахенбахи), бытовой жанр с тенденцией к социально-критическому анализу (И.П. Хазенклевер, К.В. Хюбнер).

Импрессионизм. Под импрессионизмом понимают направление в искусстве последней трети XIX - начала XX века. Это течение появилось во французской живописи конца 1860-х - начала 1870-х годов. Название "импрессионисты" этой группе художников в шутку дал критик Леруа после первой выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца" ("Impression. Soleil levant"). Самые известные художники-импрессионисты - К. Моне О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др. У истоков импрессионизма стоял Э. Мане, не участвовавший в выставках импрессионистов. Импрессионисты стремились к обновлению художественных средств, к преодолению традиций классицизма, романтизма, салонного и академического искусства. Они продолжали начатое реалистическим искусством 1840-1860-х годов утверждение красоты повседневной действительности, стремилось добиться живой достоверности изображения, развили пленэрные искания художников барбизонской школы. Во многих произведениях импрессионистов акцент делается на как бы случайно пойманном взглядом преходящем моменте непрерывного течения жизни.

Посохина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева